Народные промыслы для дошкольников. Педагогический проект "народные промыслы россии" «Влияние устного народного творчества на развитие
Тип проекта: информационно - творческий;
Продолжительность проекта: среднесрочный;
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта : обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
Гипотеза проекта : если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
Познакомить детей с народными промыслами;
Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
Развивать навыки художественного творчества детей;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Информационно-творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы России».
Тип проекта: информационно - творческий;
Продолжительность проекта: среднесрочный;
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
Познакомить детей с народными промыслами;
Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
Развивать навыки художественного творчества детей;
Организационный этап
Подготовка материалов:
Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи) ;
Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
Продуктивный этап:
Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.
Методы реализации проекта:
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
Познавательная деятельность
Речевая деятельность
Художественно-творческая деятельность
Игровая деятельность
Работа с родителями
Познавательная деятельность:
1. Тематические беседы:
- «Филимоновские игрушки - свистульки»
- «Дымковские мастера»
- «Веселые матрешки»
-«Что такое хохлома? »
- «Гжель сине-голубое чудо»
2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек»
3. Познавательное сообщение на тему «Что такое валенки? »;
Речевая деятельность:
1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;
2. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;
Художественно - творческая деятельность:
1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;
2. Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки»;
3. Лепка «Дымковская барышня»;
4. Рисование матрешек;
5. Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома»;
6. Изготовление «Чудо валенок» аппликация с использованием не традиционных материалов;
7.Рисование «Роспись чашки с блюдцем. Гжель»;
8. Рисование «Гжельские петушки».
9. рисование «Роспись досок. Городецкая роспись».
Игровая деятельность:
1. Подвижные народные игры;
2. Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору»;
3. Сюжетно - ролевая игра «Угостим матрешек чаем»;
Работа с родителями:
Родителям предлагалось:
1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;
2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;
3. Помочь детям разучивать стихи;
Обобщающий этап
1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;
2. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;
Результативность проекта:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Информационные ресурсы:
1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 19981.
2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.
7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - Управление ДОУ. 2005 №1
8. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство- Пресс, 2012.
(на примере дымковской игрушки)
Воспитатель: Лапина Евгения Игоревна
Эстетическое воспитание в детском саду - это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.
Решение вопросов эстетического воспитания на занятиях по изобразительной деятельности не приведет к желаемым результатам. Поэтому необходимо стараться учить детей увидеть прекрасное в природе, слышать музыку, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения.
С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.
Начинать работать по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу - дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.
Народное прикладное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают обычаи и нравы своего народа.
Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.
Ласково и нежно называют эту игрушку - дымка. Все игрушки очень весёлые, жизнерадостные и выполнены порой с большим юмором.
Знаете ли вы, что является родиной этой знаменитой игрушки? Это заречная часть города Кирова. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно село Дымково.
Возле Вятки самой
Дымково - посёлок.
Окаймлён лугами
Уголок весёлый.
Лет ему за двести,
Триста ль маловато
Собирались вместе
Мужики когда - то.
Основание слободы относится ко времени царствования Ивана III, который стремясь ослабить непокорных ему устюжан, расселял их в наиболее глухие места. Тогда и была переведена Дымковская слобода из Великого Устюга к городу Хлынову на реке Вятке. Переселившись, устюжане перенесли сюда название своей слободы - «Дымково».
Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, село всё будто в дыму, в дымке.
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке всё кругом,
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо - сказки,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно - расписные.
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой. Казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Здесь в старину и зародилась эта игрушка.
И пошла о «Дымке» слава,
Заслужив на это право, Говорят о ней повсюду,
Удивительное чудо!
Вокруг Дымковской слободы в оврагах много красной глины, её и берут для изготовления игрушек. Мнут мастера комок глины руками, глина согревается в ладонях, и появляются удивительные фигурки птиц, животных, барышень.
Привезли мы глину с дальнего бугра.
Ну - ка за работу чудо - мастера!
Я слеплю лошадку, я её поглажу
И седельце с бархатом на спине прилажу.
Слепим, высушим - и в печь! А потом распишем.
Будем мы игрушки «печь»,
Печка жаром пышет.
А в печи - не калачи, а в печи - не куличи,
Не пышки, не ватрушки, а в печи - игрушки!
Не кастрюли, чугуны - а лошадок табуны.
Остывшие фигурки покрывают белым мелом и украшают узорами.
Если посмотреть на узор на дымковских игрушках, он необычайно прост: полоски, клеточки, прямые и волнистые линии, кружочки, кольца, точки - горошины… Зато краски яркие: красные, зелёные, жёлтые, синие, оранжевые, т. е. радужные. Обращаю ваше внимание, что основа росписи - круги, на которых расположены мелкие элементы.
Дешёвые глиняные игрушки в основном изготавливались в осенне - зимний период и в начале весны, когда велась длительная подготовка к большой ярмарке «Свистунье».
Знакомство детей с различными видами народного декоративно - прикладного искусства на занятиях по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы эстетического воспитания.
Начинать работу лучше всего с ознакомления с дымковской игрушки, так как именно она разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребёнка. Дымковские глиняные игрушки привлекают внимание детей своей яркостью и оригинальностью. Они просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир весёлого праздника. Организация занятий по декоративному рисованию дымковской игрушки даёт возможность детям почувствовать себя в роли художника - декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира. .
Задачи, решаемые при обучении детей декоративному рисованию:
- Познакомить детей с дымковской игрушкой и вызвать у них интерес к этому виду творчества.
- Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи дымковской игрушки.
- Сформировать навыки технического исполнения дымковской росписи.
- Сформировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.
Работу по обучению детей рисованию дымковским узором необходимо проводить в следующей последовательности:
- Познакомить детей с дымковской игрушкой.
- Сформировать у детей навыки рисования дымковских узоров.
Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично, не забывая о личности ребёнка, его взглядах, интересах, желаниях.
Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.
«Получить в детстве начало эстетического воспитания - значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству».
Н. А. Ветлугина
Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки.
Большие возможности для развития художественно - эстетической восприимчивости дают занятия по рисованию. Рисуя, ребёнок не просто изображает те или другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль имеют чувства ребёнка, в том числе и эстетические.
Итог: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудиями труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский.
Тема недели: Народные промыслы
Сроки реализации____________________________
Планируемы продукты детско – взрослого взаимодействия: Выставка
Виды деятельности | Задачи
| Формы организации детско-взрослого взаимодействия
| Взаимодействие с семьями воспитанников
|
Игровая |
| 1.Сюжетные игры: - «Музей», «Экскурсия по городецкому музею» (5, 101), «Семья ремесленников из Городца»; - «Выставка», - «Художественная мастерская» , - «Ярмарка», - «Магазин сувениров». 2.Дидактические игры и упражнения, настольно печатные игры: «Найди пару», «Составь узор», «Узнай элементы узора», «Найди по эскизу», «Дымковское лото», д/и: «На выставке» (13, 163); «Киоск открыт» (13, 146); 3.Театрализованные игры: - настольный театр «К нам гости пришли» (с использованием филимоновской игрушки) (1), - инсценировки по сказкам «Вершки и корешки», «Мужик и медведь» и др. (с использованием богородской игрушки»), - на основе произведений народного фольклора. | 1.Оказание помощи в изготовлении атрибутов и костюмов к ролевым играм.
|
Познавательно – исследова-тельская |
| 1.Наблюдения в природе: - За красивой формой листьев. - За насекомыми, птицами цветков, яркими росписями; - морозные узоры на окнах. 2.Экскурсии и целевые прогулки: в музеи и выставки народных промыслов - музей под открытым небом «Ангарская деревня»; Художественный выставочный зал. 3. Коллекционирование: (наборы открыток, фигурок, картин, значков, фотографий, видео - фильмов и др.). 4. Рассматривание: - альбомы «Городецкая роспись» (8), «Сказочная Гжель» (7), «Цветочные узоры Полхов –Майдана» (9); - картины Б. Кустодиев: Балаганы», «Масленница», «Ярмарка на Красной площади»; - книжная графика: фольклор (В.Чижов, Л. Токмаков, Ю. Васнецов, В. Конашевич); - репродукции, экспонаты, альбомы, открытки, книги, - иллюстрации: «Мастера Земли русской», «Предметы быта из бересты», «Вологодские кружева», Предметы народных промыслов (игрушки разных видов и материалов, предметы быта вышивки, керамическая посуда». | 1.Организация экскурсий с участием родителей. 2. Помощь родителей в подборе (совместно с детьми) познавательного и наглядного материала по теме «Народные промыслы и ремёсла»; 3.Оказание помощи родителями в пополнении экспонатами мини-музея «Бабушкин сундучок». 4.Пригласить маму Жени К. с коллекцией изделий Гжели, рассказать о ней. |
Коммуникативная |
умение отличать один промысел от другого. Развивать чувство патриотизма, национальной гордости.
| 1.Рассказы, беседы: «Об истории промысла», «Народные промыслы России» (5, 105); Беседы пословицам и поговорках, о труде, нравственных качествах людей;% Беседы о значении народного искусства в развитии страны. «В гостях у городецких мастеров» (5, 105; 8, 24); «Весёлый городец» (5, 100; 6, 68); «Золотая хохлома» (2, 480; 5, 97); «Народные промыслы нашего края», «Искусство гжельских мастеров» (2, 483; 3, 26), «Дымковская игрушка» (5, 90), «Русские народные керамические промыслы» (5, 94); «Русские народные игрушки» (5, 102); «Филимоновские игрушки» (6, 66); «Цветочные узоры Полхов – Майдана» (9, 24); 2. Составление рассказов (творческих, описательных): по игрушкам (дымковская, народная игрушка – матрёшка), «Голубое чудо Гжели» 3. Сочинение сказок: «Придумывание сказки о гжельской розе» (5, 95); придумывание сказки по мотивам богородских игрушек (5, 103); 4. Загадывание и отгадывание загадок о дымковских игрушках, матрёшках (5 93, 103), составление кроссвордов, ребусов:
| 1 1. Сотворчество родителей и детей: оформить книжку – малышку о любом виде народных промыслов (Составление рассказа или сказки, рисунки ребёнка к ним) 2.Совместны просмотр с детьми слайдовой презентации по народным промыслам, созданной по детским рисункам, рассказам, фотографиям.
|
Трудовая
|
| 1 . Дежурства по уголку природы, подготовке материала для совместной деятельности 2 . Индивидуальные и групповые поручения по теме. 3 . Задания : подбор предметов, изделий, изображений народно – прикладного искусства для создания выставки. 4. Совместные действия детей и взрослых по изготовлению атрибутов к играм, по оформлению альбомов, выставок рисунков и поделок и др. | |
Чтение художествен-ной литературы | Уточнять и углублять знания о народных промыслах, ремесленниках, народных умельцах.
| 1. Познавательная: «Энциклопедия История России: народные промыслы», Уварова И. «Глина, вода и огонь», Л.Дьяконов «Дымковскик глиняные расписные». 2. Рассказы: Волков «Зодчие» (повесть о русских ремесленниках и строителях); Лесков Н. «Левша»; Романовский С. «Вятские кружева»; Каменева Е. «Волшебная глина»; Бажов П. «Сказы»; Пермяк Е. «Золотые колечки», Уральские были», «Семьсот семьдесят семь мастеров», «Дедушкина колпилка»; Кочнев М. «Шелковые крылья», «Серебрянная пряжа», «расписной узор», «Сорок веретён». Ушинский к. «Как рубашка в поле выросла», 3. Стихотворенияя : А. Дьяков «Весёлая Дымка» (5, 91); Лена Гулыгы «Пестрый хоровод», Стихи – потешки (5, 92); П. Синявский «Синие пташки…», «Как волшебница Жар – птица..» (5, 95, 98), Стихи о хохломе (6, 72), Стихи о гжели (6, 65); Стихи о Дымке (:, 62); И. В. Кадухина Сказки и загадки о гордце» (6, 70); Ш. Гупта «Моя лошадка», В. Смольянова «Петух»; «Стихи о Городце» (5, 1001); стихи о матрешках (5, 102); Стихи о Полхоа – Майдане (6, 75); стихи о филимоновских игрушках (6, 67); 4 . Сказки : «Иван Царевич и серый волк», р.н. с.«Сивка - бурка»; р.н.с. «Мужик и медведь», П.П. Ершов «Конёк – Горбунок», А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»,
| 1.Домашние чтения сказок и заучивание наизусть стихов, потешек. 2.Создание картотеки. (подборка художественных произведений по теме).
|
Продуктив-ная |
| 1.Рисование : Орнаментов (по мотивам городецких узоров» (8); коллективная работа «Весёлый хоровод» - дымковские барыни (6,61); - «Голубая гжель»: (кружка) (2,484), декоративное рисование вологодских кружевов; «Роспись посуды (шаблоны) хохломским узором» (5, 98); «Узор для платка матрёшки» (5, 104); Панно «Золотой петушок» (по мотивам Хохломы), (6, 72); 2. Лепка : - «Игрушки для театра» (на основе филимоновской игрушки) (2, 508), «Жар – птица», «Рыба – кит» по сказке Е.Ершова «Конёк – Горбунок» (на основе дымковской) (2,509, 511); «Игрушка на ярмарку» - разные виды народных промыслов. 3 . Аппликация : коллективная «Дымковский петушок» (в технике мозаики), (5, 92), «Цветы гжели» коллективная, (5, 95); «Декоративное панно «Золотая хохлома» (5, 99); «Гжельская роза» (3,27) «Одежда для куклы – барыни» - дымковский орнамент (3, 34), коллективная работа «Матрёшки в хороводе» (5, 104); 4.Конструирование : - изготовление бус, подвесок, брошей для кукол, в качестве подарков; Изготовление из солёного теста с последующей росписью филимоновской игрушки «Курочка и петушок» (10), «Посуда для кукол» (по мотивам хохломской) (2, 481; 4,150) - изготовление альбома по народному творчеству - изготовление атрибутов костюмов (кокошники, картонное коромысло с ведрами 5. Выставка детских работ, 6. «Полочка красоты
»
: размещение предметов (изделий) народных промыслов: дымковская кукла «Птичница», хохломская посуда, | 1.Совместно сродителями подготовить для детей слайдовую презентацию «Мастера земли Русской». 1.Совместная работа родителей и детей в центре искусства (по желанию).
|
Музыкально – художественная Двигатель ная
|
| 1.Слушание: Русская народная песенка «Ой, ниточка тоненькая» 2. Пение: «Весёлая кадриль» (муз. В. Тёмного, сл. О. Левицкого) 3.Хороводы: «Завиток», «Во саду ли, в огороде» 4.Развлечение : Праздник свистульки», «Посиделки», «русская ярмарка» (5, 105); 5.Игра: «Прялица» 1. Народные подвижные игры (12): «Перетяни канат», «Ловишки с мячом», Обыкновенные жмурки», «Пятнашки», «Горелки», «Палочка – выручалочка», «Ловишки на одной ноге», 2. Физкультминутки и динамические паузы: «Петрушка» (14, 119); «Матрёшки» (14,118); «Карусели» (14, 133); «к бабушке забавушке» (14, 106); «Козёл» (14, 56); «Маланья» (14, 62); «Игровая» (5, 103)
| 1.Участие родителей в подготовке развлечения и как непосредственных участников мероприятий. |
ЛИТЕРАТУРА
Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду / Н. Б. Халезова. – М.: Просвещение 1984
Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009.
Дошкольное воспитание: журн. – 1994. - № 4.
Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная к школе группа / Г. С. Швайко. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
Скоролупова О.А. Примероное тематическое планирование занятий по изобразительной деятельности в дошкольном учреждении часть 1. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду: Планы занятий. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003.
Дорожин Ю. Г. Сказочная гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
Дорожин Ю. Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
Дорожин Ю. Г. Цветочные узоры Полхов - Майдана. Рабочая тетрадь по основам народного искусства – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
Бартковский А. И. Филимоновская игрушка. Наглядно – методическое пособие для педагогов и родителей. ИД «Карапуз», 2002.
Бартковский А. И. Золотая хохлома. Наглядно – методическое пособие для педагогов и родителей. ИД «Карапуз», 2002.
Детские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, Владос, 1997.
Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада и родителей /О. С. Ушакава, А. Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др..; Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Просвещение: Учеб. Лит., 1996.
Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие / И. Е. Аверина. – 2-е изд. – м.: Айрис-пресс, 2006.
План-программа воспитательно-образовательной работы в детском саду /сост.Н. В. Гончарова (и др.); под ред.
З. А. Михайловой. – СПб.: Акцидент, 1997.
Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина, Т. М. Юртайкина; под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Издательство института Психотерапии, 2001.
Потапова Л. М. Детяи о природе: экология в играх для детей 5-10 лет /Л. М. Потапова. – Ярославль: Академия развития: Академия К*, 1998.
«Мы». Программа экологического образования детей / Н.Н.Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб: М 94 «Детство-пресс», 2006.
Селихова Л. Г. Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия. Для занятий с детьми 5-7 лет. – М,: Мозаика-Синтез, 2008.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб,6 Лань, 1999.
Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – Спб.: Речь, 2007.
Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В. Е. Мирясова. – М.; ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
Галкина К. Г., Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
Курочкина, Н. А. знакомим с пейзажной живопаисью: учеб.- нагляд. пособие /Н.А. Курочкина. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
Малышева А.Н. Аппликация в детском саду / А. Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. – Ярославль: Академия развития, 2004.
Соколова С. В. Оригами для старших дошкольников / С. В. Соколова. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий / Л.В Куцакова. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Зотов В. В. Лесная мозаика: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей/Рис. В. Храмова. – М.: Просвещение, 1993.
Позднякова Т.В., воспитатель МБДОУ №417 г. Нижнего Новгорода
Перспективный план работы с родителями в средней группе
Время проведения |
Форма организации, тема |
Цели |
Сентябрь |
Родительское собрание «Знакомство родителей с программой по декоративному рисованию «Волшебная кисточка» |
Познакомить родителей с целями и задачами программы, объяснить, почему необходимо заниматься с детьми декоративно - прикладным творчеством |
Консультация «Как правильно создать условия для занятий по декоративному рисованию дому» |
Показать родителям материал, необходимый для занятий по декоративному рисованию, дать совет по выбору литературного материала для расширения знаний детей по декоративно - прикладному творчеству. |
|
Мастер - класс «Ознакомление с дымковской росписью и ее элементами» |
Научить родителей с помощью элементов дымковской росписи украшать силуэты игрушек. |
|
«Конкурс новогодней игрушки». |
||
Открытое занятие «Сказочный теремок» |
Познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий по декоративно - прикладному искусству |
|
Оформление информационного стенда «Творчество художника - иллюстратора Ю. Васнецова» |
Познакомить родителей с творчеством художника Ю. Васнецова, объяснить, что его рисунки созданы по мотивам дымковских узоров, поэтому дети эмоционально реагируют на его произведения графики. Рассказать о влиянии зрительного восприятия как об одном из факторов успешного обучения декоративному рисованию. |
|
Экскурсия в музей детского сада «Народная игрушка» |
Познакомить родителей с многообразием, красотой народных игрушек. Показать, как можно обыграть игрушки, в какие дидактические игры их можно включить. Объяснить, что содержание конкретных знаний об особенностях народной игрушки влияют на уровень независимости ребенка в самостоятельной творческой деятельности. |
|
Анкетирование по теме: «Анализ знаний, умений и навыков детей по результатам первого года обучения». |
Узнать мнение родителей об эффективности работы данной программы, оценить знания, умения и навыки, полученные детьми в течение года и применение их в повседневной жизни. |
|
Круглый стол «Подведение итогов по результатам работы по программе «Волшебная кисточка» |
Выяснить, обогатился ли опыт детей новыми средствами создания художественного образа, каков объем знаний об особенностях той или иной народной росписи, каков опыт эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения красоты и эстетического идеала. |
Перспективный план работы с родителями в старшей и подготовительной группе
Время проведения |
Форма организации, тема |
Цели |
Сентябрь |
Родительское собрание «Знакомство родителей с целями и задачами программы для старшей группы» |
Познакомить родителей с целями и задачами программы на данный учебный год, выяснить, с какими трудностями сталкивались дети в средней группе, что бы родители хотели увидеть на открытых мероприятиях в этом учебном году. |
Консультация «Народные промыслы в системе художественно - эстетического воспитания дошколников» |
Познакомить родителей с народными промыслами России, особенностями росписи народных игрушек и изделий народных мастеров. |
|
Мастер-класс «Веселая мастерская» |
Формирование у родителей практических навыков по украшению дымковским узором глиняных игрушек, вылепленных детьми |
|
«Конкурс новогодней игрушки». |
Привлечь родителей совместно с детьми изготовить новогоднюю игрушку по мотивам народного творчества. |
|
Досуг «Диво дивное, чудо чудное. Приобщение детей к истокам народного искусства» |
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми, обогащение детского опыта эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала. |
|
Оформление папки - передвижки «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» |
Рассказать родителям, что ознакомление детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев позволяет развивать любовь к декоративно - прикладному искусству, чувствовать себя частью русского народа. |
|
|