Тактических методов определенной направленности. Понятие, виды и критерии допустимости тактических приемов

Введение, понятие криминалистического приема

Для того чтобы тактические рекомендации были наиболее эффективны и максимально соответствовали специфике того или иного процессуального действия, принципы использования оперативных данных, средств и приемов криминалистической техники, специальных познаний и помощи общественности рассматриваются применительно к тактике конкретных следственных и судебных действий.

Следует подчеркнуть, что, хотя тактические приемы проведения процессуальных действий и не являются единственным элементом криминалистической тактики, они бесспорно представляют собой ее важнейшую часть, а понятия тактического приема и рекомендации относятся к числу основных.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Родовым по отношению к тактическому приему является понятие криминалистического приема.

Криминалистический прием - это наиболее рациональный и эффективный способ действий или наиболее целесообразная линия поведения при собирании, исследовании, оценке и использовании доказательств и предотвращении преступлений.

Виды криминалистических приемов:

1) технико-криминалистические:

    • приемы использования технико-криминалистических средств (например, приемы фотосъемки на месте происшествия);
    • приемы использования научных положений криминалистической техники (например, приемы обнаружения следов на основе научных положений о механизме следообразования).

2) тактические (тактико-криминалистические):

    • приемы организации и планирования предварительного и судебного следствия,

Тактический прием (в криминалистике) - рекомендованный криминалистикой наиболее эффективный в данной ситуации способ действия (линия поведения) лица, осуществляющего доказывание, направленный на оптимизацию расследования (судебного следствия) и (или) производства отдельных процессуальных действий.

Сущность тактического приема рассматривается в двух аспектах:

    1. научная категория , характеризующая наиболее оптимальное поведение следователя в типичных ситуациях производства отдельных, преимущественно следственных, действий;
    2. способ действия , самостоятельно избираемый уполномоченным на то должностным лицом в конкретной ситуации, складывающейся на определенном этапе расследования преступления.

В первом случае речь идет о структурном элементе тактики, во втором - об элементе практической деятельности следователя.

Виды тактических приемов в криминалистике:
    • приемы организации и планирования предварительного и судебного следствия;
    • приемы подготовки и проведения отдельных процессуальных действий.

Тактическим может быть и "поведенческий" прием, т. е. выбор лицом, производящим расследование, определенной линии поведения.

Критерии допустимости тактических приемов в криминалистике

Основными критериями допустимости использования на практике того или иного тактического приема являются:

    1. законность,
    2. этичность,
    3. научная обоснованность.

Законность как принцип реализации тактических приемов означает, что по своей направленности каждый прием должен соответствовать духу и букве закона, поскольку сущность законности заключается в строгом соблюдении и исполнении требований действующего законодательства.

Основным нормативным актом, определяющим условия применения тактических приемов, является УПК РФ, в ст. 7 которого прямо указывается на необходимость соблюдения законности при производстве по уголовному делу. Следует помнить, что в законах и подзаконных нормативных актах невозможно дать исчерпывающий перечень приемов, которые могут быть использованы в процессе раскрытия и расследования преступлений. Поэтому участники уголовного судопроизводства, наделенные властными полномочиями, на практике самостоятельно определяют порядок применения тактических приемов. В этом им помогает не только ориентир на требования действующего законодательства, но и принцип этичности реализации тактического приема.

Тактическая комбинация - это определенное сочетание тактических приемов или следственных действий и иных мероприятий, преследующее цели решить конкретную задачу расследования и обусловленное этой целью и следственной ситуацией.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 2. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы. Спортивно-тактическая подготовка - педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности.

Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями. спортивный тактика мышление

Ее результатом является обеспечение определенного уровня тактической подготовленности спортсмена или команды. Тактическая подготовленность тесно связана с использованием разнообразных технических приемов, со способами их выполнения, выбором наступательной, оборонительной, контратакующей тактики и ее формами (индивидуальной, групповой или командной).

Практическая реализация тактической подготовленности предполагает решение следующих задач: создание целостного представления о поединке; формирование индивидуального стиля ведения соревновательной борьбы; решительное и своевременное воплощение принятых решений благодаря рациональным приемам и действиям с учетом особенностей противника, условий внешней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.

Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на хорошем уровне технической, физической, психической сторон подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства составляют тактические знания, умения, навыки и качество тактического мышления.

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности тактической подготовки спортсменов.

Задачами курсовой работы является:

Рассмотрение сущности тактической подготовки спортсменов;

Анализ тактической подготовки спортсменов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

1.1 Определение понятия «спортивная тактика». Виды спортивной тактики

Под тактическими знаниями спортсмена подразумеваются сведения о принципах и рациональных формах тактики, выработанных в избранном виде спорта. Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков. В единстве с формированием тактических знаний, умений и навыков развивается тактическое мышление. Оно характеризуется способностью спортсмена быстро воспринимать, оценивать, выделять и перерабатывать информацию, существенную для решения тактических задач в состязании, предвидеть действия соперника и исход соревновательных ситуаций, а главное - кратчайшим путем находить среди нескольких возможных вариантов решений такое, какое с наибольшей вероятностью вело бы к успеху.

Различают два вида тактической подготовки: общую и специальную. Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта; специальная тактическая подготовка - на овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.

1.2 Средства и методы спортивной тактики

Специфическими средствами и методами тактической подготовки служат тактические формы выполнения специально подготовительных и соревновательных упражнений, так называемые тактические упражнения. От других тренировочных упражнений их отличает то, что:

установка при выполнении данных упражнений ориентирована в первую очередь на решение тактических задач;

в упражнениях практически моделируются отдельные тактические приемы и ситуации спортивной борьбы;

в необходимых случаях моделируются и внешние условия соревнований.

В зависимости от этапов подготовки тактические упражнения используются в облегченных условиях; в усложненных условиях; в условиях, максимально приближенных к соревновательным.

Облегчить условия выполнения тактических упражнений в тренировке обычно бывает необходимо при формировании новых сложных умений и навыков или преобразовании сформированных ранее. Это достигается путем упрощения разучиваемых форм тактики, если расчленить их на менее сложные операции (с выделением, например, действий атакующей, оборонительной, контратакующей тактики в спортивных играх и единоборствах, позиционной борьбы на дистанции и т.д.).

Цель использования тактических упражнений повышенной трудности - обеспечение надежности разученных форм тактики и стимулирование развития тактических способностей. К числу относительно общих методических подходов, воплощаемых в таких упражнениях, относятся:

а) подходы, связанные с введением дополнительных тактических противодействий со стороны противника. Спортсмен (команда) при этом оказывается перед необходимостью, решая тактические задачи, преодолевать более значительное противодействие, чем в условиях соревнований. Например: реализовать намеченный тактический замысел в тренировочной схватке с несколькими соперниками (поочередно меняющимися по ходу схватки), в игровых упражнениях и тренировочных играх «Один против двух», «Трое против пяти» и т.д.; преодолеть заданными технико-тактическими приемами сопротивление соперника, которому разрешено пользоваться более широким арсеналом приемов;

б) подходы, связанные с ограничением пространственных и временных условий действий;

в) подходы, связанные с обязательным расширением используемых тактических вариантов;

г) подходы, связанные с ограничением числа попыток, предоставленных для достижения соревновательной цели.

В процессе совершенствования тактического мышления спортсмену необходимо развивать следующие способности: быстро воспринимать, адекватно осознавать, анализировать, оценивать соревновательную ситуацию и принимать решение в соответствии с создавшейся обстановкой и уровнем своей подготовленности и своего оперативного состояния; предвидеть действия противника; строить свои действия в соответствии с целями соревнований и задачей конкретной состязательной ситуации.

Основным специфическим методом совершенствования тактического мышления является метод тренировки как с реальным, так и с условным противником.

Наряду с обучением и совершенствованием основ спортивной тактики необходимы:

постоянное пополнение и углубление знаний о закономерностях спортивной тактики, ее эффективных формах;

систематическая «разведка» (сбор информации) о спортивных соперниках, разработка тактических замыслов;

обновление и углубление спортивно-тактических умений и навыков, схем и т.д.;

воспитание тактического мышления.

В качестве практического раздела содержания спортивной тренировки тактическая подготовка наиболее полно представлена на этапах, непосредственно предшествующих основным состязаниям, и на этапах между основными соревнованиями.

На этапе непосредственной подготовки к ответственному соревнованию методика тактической подготовки должна обеспечивать в первую очередь возможно более полное моделирование тех целостных форм тактики, какие будут использоваться в данном состязании. Цель моделирования при этом - апробировать выработанный тактический замысел и план в условиях, как можно больше совпадающих с условиями предстоящего состязания.

1.3 Спортивно-тактическая подготовка спортсмена. Особенности тактики и тактической подготовки в различных видах спорта

Целенаправленные способы использования технических приемов в соревновательной деятельности для решения соревновательных задач с учетом правил соревнований, положительных и отрицательных характеристик подготовленности, а также условий среды - называют спортивной тактикой.

Каждый вид спорта накладывает определенный отпечаток на тактику ведения соревновательной борьбы, поэтому трактовка и определения этого понятия в различных видах спорта могут в определенной мере отличаться друг от друга. Так например, в игровых видах спорта тактику определяют как организацию индивидуальных и коллективных действий игроков, направленных на достижение победы над противником.

В целом, смысл тактики состоит в том, чтобы так использовать приемы соревновательной деятельности, чтобы они позволили спортсмену с наибольшей эффективностью реализовать свои возможности (физические, технические, психические) с наименьшими издержками преодолеть сопротивление соперника. В основе спортивной тактики должно лежать соответствие тактического плана и поведения спортсмена во время состязания уровню развития его физических и психических качеств, технической подготовленности и теоретических знаний. Помимо выбора способов, технических приемов и действий, она включает рациональное распределение сил в процессе выполнения соревновательных упражнений; применение приемов психологического воздействия на противника и маскировки намерений.

Тактика может относиться к соревновательным, стартовым (бой, поединок, схватка, старт и др.) и ситуационным целям. Особенностью тактики является ее индивидуальный, групповой или командный характер, определяемый видом спорта, спортивной дисциплиной и особенностями соревнований.

Различные варианты тактики соревновательной деятельности могут решаться при разном составе участников:

Отдельными спортсменами в индивидуальных видах спорта, имеющими свои индивидуальные задачи и не связанными с другими членами команды (единоборства, циклические виды, сложно-координационные и скоростно-силовые дисциплины). Такая тактика относится к индивидуальной;

Группой спортсменов, имеющих общие задачи и выполняющих одинаковые функции и одинаковую работу в ходе соревновательной деятельности (групповые упражнения в художественной гимнастике, синхронном плавании, гребле в экипажах, эстафетном беге, командной гонке в велоспорте) - такая тактика относится к групповой;

Командой спортсменов, имеющих общие задачи, но выполняющих различные функции в соревновательной деятельности (игре) -вратарь, линия защиты, средняя линия и нападение. Такая тактика относится к командной.

В зависимости от специфики вида спорта, квалификации спортсмена, ситуации, возникшей в соревнованиях, можно выделить: алгоритмический, вероятностный и эвристический характер тактики.

Алгоритмистическая тактика предусматривает выполнение действий в строго запланированной последовательности по заранее составленному плану. Это характерно для видов спорта с минимальной вариативностью тактических решений (метания, тяжелая атлетика, гребля, конькобежный спорт и др.).

Вероятностная тактика ведения соревновательной борьбы предполагает "преднамеренно-экспромтные" действия, в которых планируется лишь определенное начало; варианты продолжения действий зависят от конкретных реакций противника и партнеров, ситуации, складывающейся в соревнованиях.

Эвристическая тактика строится на экспромтном реагировании спортсменов в зависимости от создавшейся ситуации в ходе соревновательного поединка.

Успешность соревновательной деятельности связана со многими факторами, в том числе и с уровнем подготовленности партнеров и соперников и их морфометрическими данными.

В целом ряде видов спорта, особенно в спортивных играх, боксе на профессиональном уровне существует даже специально организованная "разведка", заключающаяся в регулярном наблюдении и видеозаписи выступлений предполагаемых соперников, оценке уровня их подготовленности и выработке рекомендаций по построению тактики соревновательной деятельности.

Важное значение в выработке модели будущей соревновательной деятельности имеют росто-весовые данные соперников в сочетании с техникой выполнения упражнений. Все это особенно ярко влияет на ход поединка в единоборствах и спортивных играх. Например, в боксе - левосторонняя или правосторонняя стойка, длина рук, рост, в гандболе и баскетболе - наличие высокорослых игроков и т.д.

Спортивно-тактическая подготовка -- педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности. Она включает в себя: изучение o бщих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями. Ее результатом является обеспечение определенного Уровня тактической подготовленности спортсмена или команды. Тактическая подготовленность тесно связана с использованием разнообразных технических приемов, со способами их выполнения, выбором наступательной, оборонительной, контратакующей тактики и ее формами (индивидуальной, групповой или командной).

Практическая реализация тактической подготовленности предполагает решение следующих задач: создание целостного представления о поединке; формирование индивидуального стиля ведения соревновательной борьбы; решительное и своевременное воплощение принятых решений благодаря рациональным приемам; и действиям с учетом особенностей противника, условий внешней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.

Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на xo рошем уровне технической, физической, психической сторон подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства составляют тактические знания, умения, навыки и качество тактического мышления.

Под тактическими знаниями спортсмена подразумеваются сведения о принципах и рациональных формах тактики, выработанных в избранном виде спорта. Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков. В единстве с формированием тактических знаний, умений и навыков развивается тактическое мышление. Оно характеризуется способностью спортсмена быстро воспринимать, оценивать, выделять и перерабатывать информацию, существенную для решения тактических задач в состязании, предвидеть действия соперника и исход соревновательных ситуаций, а главное -- кратчайшим путем находить среди нескольких возможных вариантов решений такое, какое с наибольшей вероятностью вело бы успеху.

Различают два вида тактической подготовки: общую и специальную. Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха спортивных соревнованиях в избранном виде спорта; специальная тактическая подготовка -- на овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.

1.4 Задачи, средства и методы тактической подготовки спортсменов

Как всякий целенаправленный педагогический процесс, тактическая подготовка имеет конкретные задачи:

1. Создать предпосылки для успешного обучения тактике игры (развитие необходимых способностей и качеств).

2. Формировать тактические умения в процессе обучения техническим приемам.

З. Обеспечить высокую степень надежности технических приемов игры в сложных игровых условиях.

4. Овладеть основой индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и защите.

5. Совершенствовать тактические умения с учетом игрового амплуа футболиста в команде.

6. Формировать умения эффективно использовать технические приемы и тактические действия в зависимости от условий (состояние партнеров, соперника, внешние условия).

7. Развивать способности к быстрым переключениям в действиях - от нападения к защите и от защиты к нападению.

8. Изучать соперников, их тактический арсенал, техническую и волевую подготовленность.

9. Изучать тактику ведущих команд страны и сильнейших зарубежных команд.

Для решения этих задач необходимы разнообразные средства. Ведущее место в тактической подготовке занимают, естественно, упражнения по тактике (индивидуальные, групповые, командные) и двусторонняя игра, контрольные и календарные матчи, теория тактики футбола. Кроме того, большое значение имеют подготовительные упражнения для развития быстроты реакции, ориентировки; упражнения на скорость переключения с одних движений (действий) на другие и т.д.; подвижные и спортивные игры, специальные эстафеты, упражнения по технике (повышение степени надежности и гибкости навыков).

Методы тактической подготовки те же, что и при решении задач технической подготовки. При этом, естественно, учитывают специфику тактики. Так, при показе используют макеты поля, кинокольцовки, фильмы. При изучении в упрощенных условиях сложные тактические действия разучивают по частям, применяя сигналы, ориентиры и т.д. Усложненные условия создают с помощью приборов и специальных устройств (специальное оборудование, тренажеры и пр.). При использовании сопряженного метода на первый план выступает тактика, однако условия проведения упражнений и их дозировка способствуют совершенствованию техники игры. На этапе закрепления изученных тактических действий применяют метод анализа своих действий и действий соперника. Для этого используют записи игровых действий, видеомагнитофонную и магнитофонную запись, киносъемку. Типичен для тактической подготовки метод моделирования действий соперника (отдельного игрока или команды в целом). Особое место занимает метод переключения в тактических действиях - от нападения к защите и от защиты к нападению. Эффект дают многократные переключения в условиях дефицита времени и в ответ на сигнал.

Тактическая подготовка должна быть органически связана с другими видами подготовки. Так, в физической подготовке (общей и специальной) эта связь выражается в использовании подвижных и спортивных игр, развитии специальных качеств, содействии (в общих чертах) овладению групповыми и командными действиями, принятыми в футболе (например, в упражнениях с набивными мячами - расположение занимающихся, направление передач мяча и перемещений).

Проводя теоретическую подготовку, тренер также много внимания уделяет изучению занимающимися тактических действий своих игроков и команды, игроков и команд соперника, ведущих советских и зарубежных команд. В ходе интегральной подготовки связь между разными видами подготовки облегчает постановку заданий во время учебных двусторонних игр, подбор спарринг-партнеров для контрольных игр, формирование установок на игру во время соревнований и последующие разборы игр, и анализ действий футболистов.

Учитывая изложенное, можно наметить основные направления тактической подготовки: постоянное внимание развитию специальных способностей и качеств; определение рациональной последовательности изучения технических приемов, их сочетания и чередования; воспитания умения реализовать развиваемые качества и способности (тактического характера) в процессе выполнения технических приемов; формирование тактических умений в процессе обучения техническим приемам; установление рациональной последовательности изучения тактических действий (индивидуальных, групповых и командных) в нападении и защите с учетом последовательности изучения технических приемов в нападении и защите; совершенствование навыков тактических действий в процессе интегральной подготовки (взаимосвязь тактической подготовки с технической, система заданий в учебных играх, установка в контрольных играх и соревнованиях).

ГЛАВА 2. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ

2.1 Этапы тактической подготовки спортсменов

Тактическая деятельность футболистов - это решение оперативных задач, возникающих в процессе взаимодействия с партнером и противником. И здесь большое значение имеет умение принимать решения, позволяющие наиболее рационально использовать арсенал действий, которыми владеют спортсмены, для достижения победы над соперником. Следовательно, в тактическую подготовку необходимо включать овладение футболистами основным арсеналом тактических действий, который позволил бы максимально использовать в игре техническую оснащенность, специальные качества и способности, теоретические знания и т.д.

Тактическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на достижение эффективного применения технических приемов на фоне непрерывных изменений игровых условий с помощью тактических действий, которые представляют собой рациональную форму организации деятельности футболистов в игре для обеспечения победы над соперником.

Понятие “тактическая подготовка” шире понятия “обучение тактике”. Можно хорошо изучить тактику футбола теоретически, но в игре в тактическом плане действовать малоэффективно. Изучения даже всех тактических действий (индивидуальных, групповых и командных) недостаточно для высокой эффективности в игре. В процессе обучения тактике необходимо добиваться органического единства тактики и техники.

Иными словами, под тактической подготовкой понимается совершенствование рациональных приемов решения задач, возникающих в процессе соревновательной деятельности и развитие специальных способностей, `определяющих эффективность решения этих задач. Данное определение позволяет рассматривать тактическую подготовку в двух аспектах: и как процесс обучения и совершенствования (т.е. приобретение знаний, умений и навыков), и как процесс развития качеств, которые в комплексе определяют специальные тактические способности.

Целесообразно выделить ряд факторов, предопределяющих успешность тактических действий футболиста в игре.

Во-первых, это высокий уровень развития специальных качеств в сфере интеллекта, перцепции и психомоторики (объема и переключения внимания, объема поля зрения, быстроты сложных реакций, быстроты ответных действий, ориентировки, быстроты выбора решения, тактического мышления, перемещения и т.п.), обеспечивающих ориентировку в сложных условиях игровых ситуаций и осуществление выбора решения данной ситуации.

Во-вторых, это высокая степень надежности выполнения технических приемов в сложных игровых условиях.

И, наконец, в-третьих, надо отметить единство первых двух факторов, выражающееся в высоком уровне овладения навыками индивидуальных тактических действий в нападении и защите.

Следовательно, тактическую подготовку нельзя сводить только к обучению тактическим действиям. Основу успешных действий футболиста в игре составляют специальные качества и способности (наблюдательность, быстрота реакции, мышление и т.д.) и умение гибко использовать технические приемы. Собственно же тактические действия служат своеобразной формой организации действий футболистов индивидуально, в группах и командой в условиях единоборства с противником, что позволяет наиболее полно реализовать качества, умения и навыки, приобретенные в процессе тренировочных занятий. Таким образом, тактическую подготовку как педагогический процесс можно условно разделить на несколько этапов.

Первый этап тактической подготовки должен быть направлен на развитие у занимающихся определенных качеств и способностей, лежащих в основе успешных тактических действий.

Известно, что тактика команды, прежде всего, складывается из разумных индивидуальных действий отдельных футболистов. В этой связи целесообразно считать, что индивидуализация тактической подготовки - не только одно из средств спортивного совершенствования, но и, по существу, первый этап обучения тактике. Только после этого тренер должен переходить к обучению групповой и командной тактике. Иными словами, в процессе становления тактического мастерства футболиста для совершенствования групповой и командной тактики тренеру необходимо воспитывать и развивать комплекс психических качеств каждого отдельного игрока с целью последовательного решения задач тактической подготовки. Эффективными средствами здесь являются различные упражнения, подвижные игры и эстафеты, которые требуют проявления быстроты реакции, ориентировки и быстроты ответных действий, сообразительности наблюдательности, переключения с одних действий на другие. Наиболее благоприятные возможности для развития этих ценных качеств - в детском возрасте (8-11 лет).

Второй этап представляет собой формирование тактических умений в процессе обучения игроков техническим приемам. Обучение следует строить так, чтобы в игровых упражнениях и играх проявлялось единство техники и тактики. достигается это двумя путями. Во-первых, по мере овладения техническим приемом его “соединяют” с качествами и способностями, обусловливающими успех тактических действий. Во-вторых, на этапе изучения приема в сложных условиях применяют такую систему усложнений, которая способствует формированию тактических умений. Такой подход к делу помогает развить тактические способности и технические качества спортсмена, поскольку при этом изучение и совершенствование технических элементов становятся теснее связанными с тактикой. Отдельные технические приемы дополняют тактические варианты, их отдельные этапы, создавая основу для целостного процесса тактической подготовки.

Это обстоятельство важно также и потому, что в подобных случаях процесс технической и тактической подготовки будет протекать монолитно, целенаправленно, в целостном виде и часы, выделенные в учебно-тренировочном процессе для технической подготовки, будут служить также делу тактической подготовленности спортсменов.

В тех случаях, когда процесс технической подготовки протекает исключительно по принципу “техника для техники”, даже достаточно технически подготовленные игроки из состава команды не могут подчас выполнить в игре простых тактических взаимодействий.

Чтобы сделать процесс технической подготовки эффективным, необходимо пояснить игрокам роль технических элементов в применении тактических действий. Тренировку в технике надо по возможности вести по разновидностям встречающихся в практике тактических вариантов, чтобы тренирующиеся сумели неоднократно попробовать применять определенные технические элементы, давая им тактическое содержание. Это повысит практические результаты тренировочного процесса.

В данном случае важно руководствоваться тем, что основную роль должны играть не простота, сложность упражнения, или его общеизвестность. Решение технической задачи осуществляется с помощью упражнений, направленных на развитие тех психических качеств, которые являются компонентами тактических способностей. При таком направлении тренировки спортсмен должен не только обращать внимание на выполнение задания с большим техническим мастерством, но уметь синтезировать эти технические элементы в единое целое и применять их рационально.

Иными словами, обстановка, в которой происходит изучение и совершенствование технических элементов, должна создавать такие условия для мышления спортсмена, чтобы оно шло по двум направлениям:

а) совершенствование технических элементов;

б) выбор технических элементов, необходимых для конкретной тактической ситуации.

При этом мышление спортсмена в процессе применения того или иного технического элемента развивается и, таким образом, дает ему возможность претворить в действительность технический элемент не механически, а творчески. Это обстоятельство развивает у занимающихся также умение ориентироваться в тактической ситуации.

В процессе обучения и тренировки технические элементы постепенно усложняют, создавая тем самым условия для развития гибкости мышления. Например, во время тренировки технического элемента добавляют одного, двух активных противников, которые, прикладывая усилия для срыва действий игрока, выполняющего элемент, создают для него сложную ситуацию. В данном случае игрок, выполняющий технический элемент, кроме механических действий должен проявить в создавшейся ситуации и большую находчивость, которая становится качеством лишь в процессе постоянной тренировки. Создание таких условий с первых дней тренировки, при постепенном переходе от простого к сложному, позволяет использовать период длительного обучения техническим элементам также для целенаправленного развития тех психических качеств, которые способствуют успешной тактической деятельности спортсмена.

Данный этап тактической подготовки юных футболистов характерен для учебно-тренировочных групп 1, 2, 3-го годов обучения (11-14 лет).

Третий этап тактической подготовки наиболее характерен для старших учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования. Его цель - изучение собственных тактических действий: индивидуальных, групповых и командных в нападении и в защите. На первый план здесь выступают упражнения по тактике, игровые упражнения и двусторонняя игра.

В развитии тактической грамотности футболистов кроме указанных выше средств и методов одно из важных мест занимают вопросы изучения тактических элементов и комбинаций. Как бы хорошо ни использовались вспомогательные средства повышения тактической зрелости игроков и команды, практические занятия остаются все же основным средством для достижения высоких тактических результатов. Выработка тактической подготовленности, начиная с первых занятий не должна, однако, искажать процесс тактического мышления. Наоборот, тактические взаимодействия должны вытекать одно из другого, чтобы, постепенно укрепляя одно другое, создать цельную канву в тактическом мышлении спортсменов.

Изучение тактических действий и вариантов должно происходить в двух направлениях:

а) индивидуальная тактическая подготовленность;

б) групповая и командная тактическая подготовленность.

На основе индивидуальной тактической подготовленности создаются прочные и твердые групповые и командные взаимодействия; из навыков тактической подготовленности отдельных игроков создаются как защитные, так и наступательные командные взаимодействия. Иначе говоря, сама по себе тактика означает одновременные взаимодействия нескольких игроков, которые направлены на успешное решение той или иной задачи. Когда решается задача индивидуально-тактической подготовленности, то речь должна идти больше о тактическом развитии индивидуума, той личности (игрока), которая сумеет в нужное время использовать свои индивидуальные тактические знания и умения и гармонически взаимодействовать с коллективом.

В процессе обучения и тренировки тактической подготовленности совершенствуются как защитные, так и наступательные варианты. Большое внимание должно быть уделено воспитанию умения быстро переключаться от одного движения к другому, от технического приема нападения к техническому приему защиты, от одних тактических действий к другим. Тренер должен обучать игроков тем или иным тактическим действиям и вариантам по общеизвестным образцам, исходя из возможностей команды. При этом не надо, конечно, стремиться лишь к механическому усвоению тактических действий и их вариантов. Это может задержать проявление творческой мысли игроков и команды. Тактическая подготовка сама по себе творческий процесс. Имея необходимое тактическое мышление, игрок должен всегда уметь приспособиться к создавшимся условиям

Как бы успешно ни использовались многочисленные средства для развития тактического мышления и психологических качеств, тем не менее, основным из них является тренировка групповых и командных взаимодействий. Обучение им надо начинать по мере овладения основными техническими приемами. В этом случае у игроков будут закрепляться необходимые качества в такой мере, чтобы они имели возможность в процессе игры сделать свои действия целеустремленными, вытекающими из общих интересов своей команды. Если спортсмен не привыкает с раннего возраста к тактическим взаимодействиям, не развивает в себе тактического мышления, то в дальнейшем у него часто возникают большие трудности. Даже имея достаточную техническую подготовленность, он не может проявить себя в насыщенных тактическими взаимодействиями игровых ситуациях. Развитие творческой мысли во время изучения групповых и командных взаимодействий важно еще и потому, что оно способствует правильному восприятию в процессе игры действий противника. Это, в свою очередь, дает возможность перестроить без срыва и особых усилий план ведения игры своей команды.

Развитию тактической грамотности способствует также обмен опытом с лучшими командами с помощью совместных тренировок. Очень полезны для Юношеских команд совместные тренировки с взрослыми футболистами. На таких тренировках юноши получают возможность не только ознакомиться в действительности с различными тактическими приемами, но и видеть их, воспринимать и применять на практике.

Не менее важно организовать просмотры игр лучших отечественных и зарубежных команд. Здесь наблюдающие могут видеть индивидуальные, групповые и командные тактические взаимодействия, а также ознакомиться со всеми тактическими вариантами, которые применяются в ходе игр. Чтобы сделать эти просмотры более целенаправленными, нужно зафиксировать в той или иной форме (запись на специальные карты, видеозапись и пр.) всю игру, вовлекая в это дело учащихся. Затем надо проанализировать тактические взаимодействия наблюдаемых команд в связи с обстановкой, созданной противником. При этом акцент должен ставиться не только на результатах игр, но и на технических действиях и физических возможностях спортсменов.

Таким образом, тактическая подготовка по своему характеру является одним из сложных этапов спортивной тренировки, который требует серьезного, повседневного и творческого труда.

2.2 Психологическое обеспечение тактической подготовки спортсменов

Практические задачи решаются не только посредством технических приемов, но и с помощью психологического воздействия на противника. Это может выражаться в маскировке своих возможностей и намерений, в демонстрации своей уверенности и готовности к борьбе и т.д. Тактическое мастерство спортсмена тесно связано с уровнем развития физических, технических и психологических качеств. Тактические действия в спорте представляют собой комплексную деятельность спортсмена, которая требует перцептивных, интеллектуальных и психомоторных способностей, знаний, умений и навыков. Они являются результатом творческой мыслительной деятельности, связанной с оптимальным использованием физических качеств, технических умений, навыков и проявления психических (познавательных, эмоционально-волевых, психомоторных) способностей.

В структуру тактического действия входят:

восприятие спортивной ситуации;

умственное решение тактической задачи;

психомоторная реализация тактической задачи.

Восприятие спортивной ситуации представляет собой первичную фазу тактического действия. От того, насколько полную и точную информацию получил спортсмен, зависит дальнейший ход его тактических действий. В этой фазе большое значение имеют интенсивность и устойчивость внимания, пространственные восприятия спортсмена.

Умственное решение тактической задачи - сложный процесс, где необходимо:

на основе непрерывного восприятия действий соперника, партнера оценивать сложившуюся ситуацию и принимать решение;

принимать решение не только на основе мыслительных операций, анализа, синтеза и умозаключения, но и на основе разгадывания замыслов противника (предвидения его действий и прогнозирования последующих событий). В этой фазе основную роль играет мышление спортсмена. Определенное значение имеют как память, так и творческое воображение.

Психомоторная реализация тактической задачи осуществляется в виде движений. В этой фазе большую роль играют сенсомоторная координация, быстрота и точность действий.

2.3 Тактическое мышление спортсмена

Тактическое мышление - это мышление, совершающееся в процессе спортивной деятельности в экстремальных условиях состязания и непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач. Для тактического мышления спортсмена характерно, что оно протекает неотрывно от моторных действий и непосредственного восприятия наглядных образов и явлений в условиях жесткого лимита времени, в процессе интенсивных физических напряжений, на фоне разнообразных переживаний и с учетом степени вероятности ожидаемых событий.

К вышеизложенному следует добавить, что в спортивной деятельности не последнее место занимает такое понятие, как интуиция.

Интуиция - это протекание процессов мышления в свернутой неосознанной форме, когда осознается лишь конечный результат мыслительного процесса.

Во время соревнований опытные спортсмены нередко решают тактические задачи и выполняют действия мгновенно и правильно без достаточно ясного их осознания. Осмысливание (выражение в словесной форме) наступает уже после совершения действия. Однако интуицию ни в коем случае нельзя понимать как какую-то особую способность, присущую некоторым людям. Интуитивные действия осуществляются на основе богатого разностороннего опыта, спортсмена: глубокого знания тактики и совершенного владения техникой, умения наблюдать за действиями соперников и партнеров, хорошо развитой способности к вероятностному прогнозированию и антиципации (предвосхищению действий противника). Говоря о тактике, необходимо знать и помнить о том, какую роль играет антиципация в планировании и реализации тактических действий.

У представителей спортивных игр или единоборств предвидение, предвосхищение действий соперника (антиципация) основываются не только на вероятностном прогнозировании, но и на упреждающих действиях непосредственно в ходе спортивной борьбы. При этом особое место занимают антиципирующие реакции, т.е. действия, опережающие начало действий или движений соперника. Антиципирующие реакции как опережающее отражение действительности возможны лишь на основе совокупности психических процессов. В одних случаях они осуществляются на основе восприятия движущихся объектов (летящий мяч, движущиеся игроки и т.п.), в других - на основе памяти, мышления, воображения (при прохождении трассы, во время поединка в фехтовании и т.п.).

Психологические особенности планирования тактических действий спортсмена и реализации плана

Для успешного решения задач, возникающих в процессе состязания, необходимо предварительно планировать тактические действия. Планирование основывается на возможно полной и точной информации о противнике и условиях соревнований.

Планирование должно быть:

творческим;

богатым по выбору тактических приемов и действий;

носить ориентировочный характер (допускать необходимые изменения по ходу состязания).

Степень сложности тактического планирования зависит от вида спорта и особенностей соревновательной борьбы. Примером простого планирования тактических действий можно считать план прохождения отдельных участков дистанции в легкой атлетике, лыжном спорте.

Сложно планировать тактические действия в единоборствах. Здесь, составляя план, следует изучить тактические и технические возможности противника, чтобы разгадывать его тактические замыслы.

Самыми сложными являются тактические планы в спортивных играх, где проводится детальная разработка командных действий с учетом конкретных индивидуальных заданий.

При планировании тактических действий необходимо соблюдать следующие условия:

уяснить себе цели и задачи соревнования;

проанализировать сильные и слабые стороны тактической, психологической, технической и физической подготовки противника;

учесть все условия предстоящего соревнования;

осознанно спрогнозировать трудности и препятствия, с которыми, возможно, придется встретиться;

составить запасной план тактических действий с учетом возможных изменений в ходе состязания.

Планирование тактических действий всегда носит вероятностный характер. В ходе состязания, особенно в единоборствах и спортивных играх, ситуации меняются молниеносно и несут в себе массу нюансов, которые невозможно предусмотреть, поэтому реализация тактического плана связана с непрерывным решением текущих задач. Противоборствующая команда или отдельный соперник, так же как и данный спортсмен или команда, стремятся к победе и, чтобы ее достичь, имеют свой тактический план.

Реализация тактического плана предполагает:

уяснение тактических замыслов противника;

непрерывное решение частных тактических задач, возникающих по ходу борьбы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тактическая подготовка спортсмена имеет большое значение и прежде всего потому, что в спортивных соревнованиях спортсмен ведет борьбу не только за высокий результат, но и за победу над своим соперником.

При подготовке спортсменов высокой квалификации недостаточно ориентироваться только на высокий уровень их физической и психологической подготовленности. Необходимо вести поиск путей повышения результатов в единоборствах за счет рационального использования технического мастерства на базе высокой тактической подготовки единоборцев, так как она играет большую роль в достижении победы над соперником. Она позволяет более рационально распределять силы в процессе соревнования, схватки и на более качественной основе выполнять свои атакующие приемы, что, в конечном счете, дает возможность правильно решать задачи достижения высоких спортивных результатов.

Под «технической подготовкой» спортсмена принято понимать обучение и совершенствование его техники движений и действий с последующей реализацией их в условиях противоборства). «Техническая подготовка» спортсмена - процесс обучения его основам техники соревновательных действий, или действий, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных форм спортивной техники. Как и всякое целесообразное обучение, техническая подготовка спортсмена представляет собой процесс управления формированием знаний, умений и навыков (в данном случае, относящихся к технике двигательных действий). На нее распространяются общие принципы дидактики и дидактические положения методики физического воспитания.

Центральная задача в технической подготовке - сформировать такие навыки выполнения соревновательных действий, которые позволили бы спортсмену с наибольшей эффективностью использовать его возможности в состязаниях, и обеспечить неуклонное совершенствование технического мастерства в процессе многолетних занятий спортом.

Методы совершенствования тактического мышления:

Переключение от одних тактических действий к другим по заранее обусловленным сигналам (фехтовальщик после нанесения укола меняет ритм боя).

Выделение конкретного раздела в общей тактической задаче или создание такой ситуации, из которой спортсмен должен выйти самостоятельно, творчески, без подсказок со стороны (легкоатлет бежит по заданию 3/4 дистанции, а остальной отрезок проходит, действуя самостоятельно, исходя из складывающихся обстоятельств).

Применение спецзадач на быстроту и правильность выбора тактических решений (баскетбол: игра в защите в меньшинстве).

Проведение товарищеских состязаний с противниками, значительно отличающимися друг от друга по силе, характеру, стилю, способам ведения соревновательной борьбы (бокс: встреча с правшой или левшой и т.п.).

Анализ и критический разбор тактических действий. Разбору должны подвергаться не только ошибки, но и наиболее удачные приемы и действия.

Ведение дневника спортсмена (это позволяет развивать наблюдательность, самостоятельность, целеустремленность: дневниковые записи помогают наилучшим образом готовиться к соревнованиям, учитывая прошлый опыт).

Участие в соревнованиях. Спортсмен приобретает соревновательный опыт, развивает различные стороны тактического мышления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288с.

2. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания). М., «Физкультура и спорт», 1966.

3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб.для ин-тов физ. культ. - М., 1991.

4. Теория и методика физического воспитания том 1/ Под ред. Т.Ю. Круцевич. - К.: Олимпийская литература, 2003. - 424 с.

5. Теория и методика физического воспитания: Учеб.для ин-тов физ. культ.: В 2 т. / Под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1976.

6. Теория и методика физической культуры / Под ред., Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, - 1999. - 374 с.

7. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М., «Физкультура и спорт», 1974.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Гармоничное физическое развитие, всесторонняя физическая подготовка и укрепление здоровья учащихся. Подготовка у спортсмена волевых качеств. Роль спортивной техники в различных видах спорта. Основное содержание тактики и тактической подготовки.

    реферат , добавлен 05.05.2009

    Основные направления спортивной подготовки. Структура, формы и организация тренировочного процесса. Развитие спортивной формы в годичном цикле подготовки. Медико-биологическое сопровождение спорта высоких достижений. Фазы утраты спортивной формы.

    презентация , добавлен 20.12.2015

    Характеристика системы спортивной подготовки спортсмена. Структура спортивной подготовки. Методические принципы спортивной тренировки. Методы подготовки в лыжном спорте. Спортивные соревнования как одно из важнейших средств специализированной тренировки.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2012

    Спортивная тренировка как часть системы подготовки спортсмена. Достижение высоких спортивных результатов. Структура подготовки спортсмена. Понятия спортивной тренировки и подготовленности легкоатлета. Принципы и построение тренировочного процесса.

    реферат , добавлен 27.02.2010

    Цель, задачи, характерные черты спортивной тренировки, ее средства и методы. Содержание физической, спортивно-технической и интеллектуальной подготовки. Принципы построения тренировочного процесса. Построение тренировки в малых, средних и больших циклах.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2014

    Цели и задачи спортивной тренировки, средства, методы и принципы ее проведения. Основные стороны спортивной тренировки. Спортивная техническая и тактическая подготовка. Психическая и физическая подготовка. Тренировочные и соревновательные нагрузки.

    книга , добавлен 23.03.2011

    Понятие о спортивной тренировке и его основные компоненты. Физические качества спортсмена. Соревнования как средство и метод подготовки спортсмена. Физиологическая классификация спортивных упражнений. Особенности и методы тренировки в силовом троебории.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2010

    доклад , добавлен 22.11.2014

    Физическая подготовка спортсмена. Принцип единства общей и специальной физической подготовки. Техническая, тактическая, психологическая, морально-волевая подготовка спортсмена. Физические (двигательные) качества. Средства и методы и развития. Форма.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2004

    Понятие, признаки, физиологические закономерности формирования двигательных умений. Роль спортивной техники в различных видах спорта. Виды, средства и методы технической подготовки спортсмена. Тематический план учебного процесса по физической культуре.

Криминалистическая тактика - это система научных положений и основанных на них приемов и рекомендаций по организации и планированию предварительного и судебного следствия, определению линии поведения лиц, осуществляющих судебное исследование, приемов проведения процессуальных (в первую очередь следственных) действий, которые направлены на собирание и исследование доказательств, установление причин и условий, способствующих совершению и сокрытию преступлений.

Система криминалистической тактики

Условно в системе криминалистической тактики обычно выделяют две части:

  • общие положения криминалистической тактики. В этом разделе определяются понятие, сущность и содержание криминалистической тактики, ее источники, связь с другими частями криминалистики и иными науками, сущность и виды тактических приемов, тактических комбинаций, тактических операций, понятие и классификация следственных ситуаций, основные принципы планирования расследования преступлений и т. п.;
  • тактика отдельных следственных и судебных действий (следственного осмотра, обыска, допроса и др.).

Криминалистическая тактика, будучи самостоятельным разделом криминалистики, в то же время тесно связана с другими разделами. Во-первых, она опирается на общую теорию криминалистики и использует положения многих частных криминалистических теорий, таких как учение о криминалистической версии, криминалистическое учение о розыске и др. Разработка тактики осуществления какого-либо следственного действия невозможна без учета специфики использования при его осуществлении технико-криминалистических средств и методов. В свою очередь, общие для всех видов преступлений тактические приемы, используемые при производстве следственных действий, в частных методиках расследования преступлений данного вида приобретают специфические особенности.

Задачи криминалистической тактики

Основными задачами криминалистической тактики являются:

  • разработка рекомендаций по выдвижению и проверке следственных версий, организации и планированию расследования;
  • разработка тактических приемов подготовки и производства отдельных следственных (судебных) действий, тактических комбинаций (операций);
  • поиск форм взаимодействия следователя с оперативными аппаратами МВД России, ФСБ России, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Федеральной таможенной службы и др.;
  • разработка рекомендаций по использованию специальных знаний при производстве следственных и судебных действий и др.

Основные категории криминалистической тактики

Тактический прием - это наиболее рациональный и эффективный в определенной ситуации способ действий лица, осуществляющего расследование. К тактическим (тактико-криминалистическим) приемам относятся, например, приемы планирования расследования, производства осмотра места происшествия или допроса.

Тактический прием может относиться:

  • к проведению следственного действия в целом (приемы осмотра, обыска, следственного эксперимента);
  • к конкретному виду следственных действий (приемы допроса обвиняемого, дающего ложные показания, или приемы личного обыска);
  • к отдельному этапу следственного действия (подготовка, проведение, фиксация).

Поскольку невозможно дать полный перечень тактических приемов (такой перечень был бы слишком объемен и устарел бы еще до опубликования), большое значение имеют критерии допустимости тактических приемов в судопроизводстве. К ним относятся:

  • соответствие принципам законности и морально-этическим нормам (не противоречить духу и букве закона);
  • научная состоятельность (в судопроизводстве не могут применяться методы, находящиеся в стадии научной разработки и не апробированные);
  • эффективность, доступность и целесообразность.

Тактическая комбинация — сочетание тактических приемов в рамках одного или различных следственных действий с целью решения конкретной задачи расследования в данной ситуации.

Более высоким по уровню интеграции образованием в отличие от тактической комбинации является тактическая операция - сочетание следственных действий, оперативно-розыскных и организационно-технических мероприятий, направленных на решение задач расследования с учетом сложившейся по уголовному делу следственной ситуации, объединенных общим замыслом и осуществляемых под единым руководством и в соответствии с ранее составленным планом.

С помощью тактической операции возможно решать сразу несколько взаимосвязанных задач не только на стадии предварительного следствия, но и до возбуждения уголовного дела. Так, при проведении тактической операции, связанной с задержанием, непосредственному захвату предшествует сложный комплекс мероприятий по изучению личности преступника, созданию условий, при которых он должен оказаться на месте, где будет осуществлено задержание, и т. п.

Выбор и применение тактических приемов, комбинаций или операций осуществляются на основе тактических рекомендаций - научно обоснованных и апробированных практикой советов, касающихся наиболее оптимального варианта действий. Эти рекомендации реализуются в процессе предварительного расследования и судебного разбирательства через тактическое решение , заключающееся в выборе цели тактического воздействия на следственную ситуацию в целом или на отдельные ее компоненты, на ход и результаты расследования и определение методов, приемов и средств достижения этой цели.

Выбор правильного тактического решения, наиболее оптимального варианта действий приходится делать с учетом большого числа факторов и нередко в условиях неопределенности, т. е. в условиях тактического риска. Специфика расследования делает принятие решений в условиях тактического риска типичным явлением. Вообще избежать риска нереально. Необходимо избрать стратегию наименьшего тактического риска, предвидеть возможные отрицательные последствия своего решения и заранее продумать меры по ликвидации иди ослаблению этих последствий, минимизировать риск.

Понятие следственной ситуации и факторы, влияющие на ее формирование. Следственная ситуация в общем виде — это условия (обстановка), в которых находится процесс расследования по уголовному делу на данный определенный момент времени. Учет следственной ситуации позволяет следователю принять более правильное решение, применить необходимые тактические приемы.

На формирование следственной ситуации влияют объективные и субъективные факторы.

Основными объективными факторами являются:

  • собранная или отсутствующая на данный момент расследования доказательственная и ориентирующая информация;
  • способность вещественных доказательств и иных носителей (в том числе и возможных) к сохранению заложенной в них информации;
  • технико-криминалистические средства, тактические приемы и методики, используемые при расследовании преступления;
  • уровень взаимодействия следователя с органом дознания, иными оперативными аппаратами.

К субъективным факторам относятся:

  • психологическое состояние следователя или лица, производящего дознание, уровень их профессиональной подготовки, жизненный и профессиональный опыт, аналитические способности и т. п.;
  • поведение лиц (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и др.), проходящих по уголовному делу, их содействие или противодействие расследованию.

Выделяют следующие виды следственных ситуаций: в зависимости от этапа расследования — исходные, последующие и заключительные;

  • по отношению к возможности достижения цели расследования — благоприятные и неблагоприятные;
  • по отношениям между участниками — конфликтные и бесконфликтные;
  • наиболее характерные, повторяющиеся — типичные; складывающиеся в реальной действительности в процессе расследования уголовного дела — конкретные.

Основные стадии осуществления следственного или судебного действия. Производство следственного или судебного действия обычно состоит из ряда стадий, для каждой из которых разрабатывается соответствующее тактическое обеспечение.

Подготовка к проведению следственного или судебного действия. На этой стадии формулируются цели и задачи следственного или судебного действия, определяются момент, место и время проведения, круг участников, формируется следственно- оперативная группа, производится подбор необходимых технико-криминалистических средств, определяются формы и пределы использования оперативно-розыскных мероприятий, составляется план производства следственного действия.

Проведение следственного или судебного действия. Это стадия реализации намеченного плана и решения тех задач, которые ставил перед собой следователь (суд). На этой стадии применяются тактические приемы, проверяются версии путем подтверждения или опровержения выведенных из них следствий.

Следственные действия по их роли в процессе расследования подразделяются на первоначальные и последующие.

Первоначальные следственные действия осуществляются с момента возбуждения уголовного дела и служат средством:

  • ориентирования следователя в обстановке и содержании расследуемого события, получения представления о его механизме и последствиях;
  • раскрытия преступления по горячим следам, получения необходимой информации для установления и розыска преступника;
  • собирания доказательств, которым грозит уничтожение под влиянием объективных и субъективных факторов;
  • получения исходной информации для построения развернутых следственных версий, охватывающих собой все содержание предмета доказывания.

Последующие следственные действия направлены на исследование, оценку и использование доказательств, собранных на начальном этапе, детальную проверку версий, доказывание элементов состава преступления, а также выяснение причин и обстоятельств, способствовавших совершению и сокрытию преступления.

В числе общих тактических положений, способствующих эффективности производства любого следственного действия, называют:

  • системность (проведение данного следственного действия в определенной системе других следственных действий и оперативно — розыскных мероприятий);
  • своевременность, выбор надлежащего места и времени проведения следственного действия;
  • умение следователя ориентироваться в объекте исследования и обстановке, предшествовавшей и сопутствующей следственному действию;
  • учет данных криминалистической характеристики и следственной ситуации для выбора тактических приемов проведения следственного действия;
  • привлечение к участию в следственном действии работников органов дознания и использование помощи общественности и средств массовой информации;
  • широкое использование специальных знаний и технико- криминалистических средств;
  • обеспечение сохранности объектов исследования и их подлинности.

Фиксация хода и результатов следственного или судебного действия. Тактика этой стадии следственного или судебного действия призвана обеспечить максимально полное и верное отражение всего содержания процессуального действия и достигнутых результатов, направлена на выбор или создание условий, обеспечивающих максимально эффективное применение технико-криминалистических средств и приемов.

Эта стадия имеет существенное значение, так как без надлежащего процессуального оформления полученная информация не приобретает необходимой доказательственной силы, а сами действия следователя или суда не могут породить никаких процессуальных последствий. Результатом рассматриваемой стадии является создание соответствующих процессуальных документов — источников доказательств, а также включение в систему доказательств надлежаще оформленных материальных объектов, обладающих всеми необходимыми по закону процессуальными реквизитами (вещественных доказательств), или получение для целей экспертизы сравнительных материалов (образцов).

На этой стадии изымают и упаковывают следы и предметы, могущие иметь доказательственное значение, оформляют протокол следственного действия и различные приложения к нему в виде планов, схем и т. п.

Оценка полученных результатов и определение их значения — заключительная стадия следственного или судебного действия. Осуществляется как для проверки достоверности полученной доказательственной информации, так и для решения вопроса о ее значении для доказывания и путях дальнейшего использования. На этой стадии выявляют допущенные ошибки, прослеживают последствия, к которым они привели, решают вопрос о целесообразности повторного проведения данного следственного или судебного действия, если допущенные ошибки невозможно исправить иначе.

Место криминалистической тактики в системе научного знания, ее понятие и задачи

Криминалистическая тактика - это раздел криминалистики, в котором содержатся научные положения и разрабатываемые на их основе рекомендации по организации и планированию предварительного следствия в целом, а также приемов отдельных следственных действий, направленных на собирание и исследование доказательств, на установление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений.

В рамках криминалистической тактики изучаются закономерности возникновения, обнаружения, собирания и исследования судебных доказательств, особенности возникновения и изменения следственных ситуаций. На основе их изучения разрабатываются тактические приемы и рекомендации, которые наиболее эффективны в той или иной следственной ситуации.

Целями криминалистической тактики являются быстрое и полное раскрытие преступлений, установление истины по делу, обеспечение справедливого приговора суда.

Криминалистическая тактика решает следующие задачи:

  • организация планомерного расследования и эффективного производства следственных действий;
  • правильное применение логических методов познания с учетом специфики их использования в расследовании преступлений;
  • психологическое обеспечение отношений следователя с иными участниками следственных действий.

Структурно криминалистическая тактика состоит из двух частей. В первой части содержатся общие положения криминалистической тактики (основные понятия криминалистической тактики, определение места криминалистической тактики в системе криминалистики и системе других наук, планирование расследования преступлений), во второй — тактические приемы производства отдельных следственных и иных действий: следственного осмотра, допроса, следственного эксперимента, обыска, выемки, проверки показаний на месте, назначения экспертизы, предъявления для опознания, задержания, розыска; тактика контроля и записи переговоров.

Криминалистическая тактика неразрывно связана с двумя другими разделами криминалистики, а также с иными областями знаний.

Криминалистическая тактика находится во взаимодействии с криминалистической техникой. Оно заключается в том, что тактические приемы и рекомендации создают наиболее эффективные условия для успешного использования научно-технических средств криминалистической техники. В свою очередь, обнаруженные научно-техническими средствами следы преступления способствуют широкому использованию тактических приемов для дальнейшего поиска следов, оценки события преступления, его обстоятельств, построения следственных версий и т.д.

Связь криминалистической тактики с методикой расследования отдельных видов преступлений осуществляется на основе применения положений тактики в специфических условиях расследования того или иного вида преступлений. С другой стороны, методика расследования своим изучением способов совершения преступлений, разработкой методов их раскрытия создает возможности развития следственной тактики, совершенствования тактических приемов.

Из юридических наук криминалистическая тактика теснее всего связана с уголовным процессом. Положения криминалистической тактики строго учитывают процессуальные формы их применения, а тактические приемы и рекомендации соответствуют принципу их допустимости в уголовном судопроизводстве. Процессуальная наука разрабатывает процедуру следственных действий. Криминалистическая тактика в рамках этой процедуры обеспечивает эффективность следственного действия путем разработки оптимальных средств и приемов его проведения.

Поскольку рекомендации криминалистической тактики помогают выбрать наиболее эффективный способ действий при собирании, исследовании и использовании доказательств, она использует данные такой области научного знания, как наука управления, и в частности сс разделом — научной организацией труда следователя, который изучает комплекс вопросов, связанных с распределением рабочего времени следователя, его профессиональной подготовкой, повышением эффективности организационно-технических мероприятий и т.п.

Тесная связь существует между криминалистической тактикой и судебной психологией. Многие тактические приемы и рекомендации основаны на научных положениях психологии.

Криминалистическая тактика связана также с такими общественными науками, как этика и логика. Одним из критериев допустимости тактических приемов является их соответствие этическим и нравственным нормам, которые приняты в обществе. Положения логики лежат в основе планирования расследования, решения многих тактических вопросов: определения последовательности проведения следственных действий и применения тактических приемов, использования тех или иных средств фиксации доказательственной информации, оценки доказательств и т.п.

Таким образом, криминалистическая тактика учит наиболее эффективному производству следственных действий. Умелое их производство — необходимое условие успешности раскрытия и расследования преступлений.

Основные понятия следственной тактики, их содержание

Центральным понятием криминалистической тактики является понятие тактического приема.

Тактический прием — это наиболее рациональный и эффективный способ действий или наиболее целесообразная линия поведения следователя при подготовке и проведении отдельного следственного действия входе расследования преступлений.

Применение тактических приемов при расследовании преступлений связано со следующими условиями:

а) правомерность тактического приема, т.е. применение только таких приемов, которые не противоречат требованиям закона. Основным нормативным актом, регламентирующим использование тактических приемов, является Уголовно-процессуальный кодекс;

б) научная обоснованность тактического приема, под которой понимается:

  • научность источника его происхождения (результат научной разработки) или средства его проверки (научная проверка рекомендаций практики);
  • соответствие тактического приема современным научным достижениям, современному состоянию криминалистической тактики;
  • возможность предвидения результатов применения данного тактического приема;

в) практическая обоснованность тактического приема, т.е. целесообразность его применения исходя из значимости возможного результата соотносительно с затратой необходимых сил, средств и времени;

г) доступность тактического приема, т.е. возможность его использования любым следователем, дознавателем, судьей с учетом их профессиональных знаний и умений;

д) этичность, нравственность тактического приема, т.е. соответствие применения приема этическим нормам общества, требованиям нравственности.

а) обилие - могут быть использованы любым участником уголовного судопроизводства и в любой ситуации независимо от обстоятельств дела;

б) специальные - могут быть использованы только определенным участником уголовного судопроизводства (следователем, дознавателем и т.п.) или в конкретной ситуации.

Система тактических приемов или следственных действий, проводимых при производстве расследования по уголовному делу, образует тактическую комбинацию (или тактическую операцию).

Тактическое решение — выбор цели и средств воздействия на следственную ситуацию для изменения ее в благоприятную сторону. К таким средствам относятся различные тактические комбинации (операции).

Тактическая комбинация — это определенное сочетание тактических приемов или следственных действий и иных мероприятий, преследующее цель решения конкретной задачи на данном этапе расследования.

Виды тактической комбинации:

  • простая (элементарная) тактическая комбинация — состоит в определенном сочетании тактических приемов в рамках одного следственного действия.
  • сложная тактическая комбинация — состоит в определенном сочетании следственных, оперативно-розыскных действий в рамках одного уголовного дела.

В ходе тактической комбинации применение каждого тактического приема или производство каждого следственного действия проводятся в строго определенной последовательности, поскольку в этой последовательности и заключается замысел комбинации. При этом виды тактических приемов, порядок и последовательность их проведения зависят от конкретной следственной ситуации.

Общей целью проведения тактической комбинации всегда является решение конкретной задачи следствия. Непосредственными целями тактической комбинации могут быть:

  • разрешение конфликтной ситуации;
  • создание условий, необходимых для проведения следственного действия;
  • создание условий, обеспечивающих результативность следственного действия;
  • иные тактические воздействия на следственную ситуацию в целях ее изменения или использования.

При изложенном выше исходном понимании криминалистической тактики значительно теряет смысл дискуссия о соотношении тактического приема и тактической рекомендации, тем более, как верно отмечается В. Ю. Шепитько, в этимологическом понимании это разные понятия . Каждая рекомендация, которая по существу есть совет, включает в себя определенный прием либо приемы - способы действий, целесообразные для использования в каких-либо конкретных ситуациях. Различия и тонкости в понимании этих двух терминов ограничены даже в теоретических рассуждениях, поскольку порой опираются лишь на некоторые стилистические неточности в определениях, даваемых разными авторами . С точки зрения следователя, тактическая рекомендация - это прежде всего тот способ действий, который следует учитывать и применять в конкретных ситуациях расследования. Кроме того, в процессе расследования, как это и ни покажется парадоксальным, нередко не следователь выбирает тот или иной тактический прием и принимает в связи с этим свое решение, а наличная ситуация по существу диктует, подталкивает его на применение того или иного способа действий в соответствии с разработанными криминалистической тактикой положениями (приемами, правилами, технологиями, предписаниями).

Тактический прием - это разработанный криминалистической тактикой наиболее рациональный, целесообразный способ действий, порядок, процедура, последовательность, алгоритм проведения следственных действий, обеспечивающий оптимальные возможности раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Тактическое правило - разработанное криминалистической тактикой предписание о том, как надо наиболее целесообразно действовать в той или иной ситуации, несоблюдение которого чревато потерей доказательственной информации и возможностей установления истины по делу.

Тактическая рекомендация - содержащийся в криминалистической тактике совет по определению наиболее эффективной линии поведения и способам действий в специфических ситуациях, возникающих в процессе раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Тактическое предписание - это те способы действий, которые в соответствии с тактическими положениями, в частности рекомендациями, являются настолько рациональными, целесообразными и эффективными, что обязательность их использования в следственной деятельности признается и подкрепляется соответствующими служебными распоряжениями, приказами, наставлениями, инструкциями, ведомственными и межведомственными соглашениями.

В категориальном аппарате криминалистической тактики, т.е. наиболее существенных ее элементах, особое место занимают такие понятия, как "тактическая комбинация", "тактическая операция", "следственная ситуация", "тактическое решение", "тактический риск" . Сущностные элементы этих понятий и уже рассмотренных взаимно обусловлены. Их взаимозависимость определяется направленностью на разработку наиболее рациональных, целесообразных, эффективных способов действий при проведении следственных действий и процесса расследования.

Тактические приемы, правила, средства и другие способы осуществления оптимальной деятельности могут использоваться в различных сочетаниях, комплексах, которые в своей совокупности обеспечивают наиболее оптимальное решение задач расследования. Эти комплексы принято обозначать как "тактические комбинации" и "тактические операции". Тактические комбинации и тактические операции являются своеобразными модулями - составными частями процесса расследования, объединяющими разного характера способы осуществления деятельности и реализации тактических положений.

Тактическая комбинация - это сочетание определенных тактических приемов, следственных и иных действий, направленных на решение конкретных, в том числе и взаимосвязанных задач, возникающих в процессе проведения отдельных следственных действий, а также того или иного этапа расследования.

Тактическая операция - это та тактическая комбинация, при решении задач которой необходимо использование возможностей оперативных служб правоохранительных органов.

Операция (лат. - действие) может пониматься и как единица деятельности, способ выполнения действий, определяемый условиями наличной (внешней или мысленной) ситуации .

Успешное проведение тактических комбинаций и тактических операций во многом зависит от точно поставленных целей, конкретных задач, четкой организации взаимодействия с оперативно-разыскными органами, совместного плана, включающего первоочередные и неотложные следственные действия, задачи, решаемые оперативными средствами, и те технико-криминалистические средства, которые необходимо при этом использовать.

Следственная ситуация - это совокупность реальных условий, обстановка, фактическое положение, складывающиеся на определенном этапе расследования.

Следственные ситуации классифицируются по разным основаниям. Выделяются ситуации проблемные (сложные) и беспроблемные (простые), конфликтные и бесконфликтные, типовые, ординарные, тупиковые и т.д.

Ситуацию характеризуют следующие субъективного и объективного характера компоненты, зависящие от многих различных факторов.

Компоненты, обусловленные факторами психологического характера. К ним относятся субъективные, личностные, профессиональные качества следователя; особенности и характер противодействия расследованию со стороны лиц, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства, их личностные, интеллектуальные, волевые качества и наличие у них объективной возможности противодействовать процессу расследования.

Компоненты информационного характера. Обусловлены объемом имеющейся у следствия информации о расследуемом событии, причастных к нему лицах, возможностях преодоления их противодействия расследованию, источниках доказательственной информации.

Компоненты процессуального и тактического характера. Определяют тактическую и процессуальную возможность проведения тех или иных следственных, процессуальных действий (обыска, выемки, избрания меры пресечения и т.п.), использования конкретных способов проведения следственных действий, определенной линии поведения и т.п.

Компоненты материального и организационно-технического характера. Обусловливают зависимость следственной ситуации от наличия материально-технического обеспечения следственной деятельности, средств, времени, организационно-управленческих и иных возможностей эффективного осуществления следственных действий, тактических комбинаций и операций.

Тактическое решение - волевое мыслительное действие, волевой акт, обусловленный конкретной, чаще всего проблемной ситуацией, по осознанию цели, задач, способов и средств преодоления неблагоприятных компонентов этой ситуации, снижению ее исходной информационной и иной неопределенности, преодолению негативных последствий и изменения ее в благоприятную для следствия сторону.

Процесс принятия решения подразделяется на три основных этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап характеризуется возникновением своеобразного побуждения к деятельности, осознанием факта наличия проблемной ситуации и цели - нейтрализации, преодоления либо изменения ее в благоприятную для следствия сторону.

На основном этапе оценивается наличная доказательственная и иная информация, имеющиеся тактические, материально-организационные, технические и иные средства, все остальные компоненты, характеризующие возникшую или возникающую ситуацию. На этом этапе формулируется цель деятельности, возможность разделения исходной проблемы на более простые промежуточные задачи. При принятии решения, выборе цели и способов, методов воздействия на ситуацию в психических переживаниях конкретного лица чаще всего происходит борьба мотивов, когда приходится выбирать "за" или "против" намечаемого решения. Здесь необходимо предвидеть, спрогнозировать возможный результат своих действий, учесть противодействие заинтересованных лиц, определить степень риска и шансы достижения желаемого результата.

Тактический риск - ситуативная характеристика деятельности следователя, связанной с принятием решения, исходящая из неопределенности и различных вариантов ее возможного исхода с учетом способов, комплекса действий при достижении намеченной цели.

Риск может пониматься, во-первых, как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, сочетания вероятного неуспеха и степени неблагоприятных последствий; во-вторых, как действие, в том или ином отношении грозящее потерей (проигрышем); в-третьих, как ситуация выбора между двумя возможными вариантами действий: 1) менее привлекательным, более сложным, трудоемким, затратным по времени и средствам, однако более надежным; 2) более привлекательным, но менее надежным, исход которого проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями. Как отмечается психологами, способность к принятию рискованного решения больше всего свойственна лицам, уверенным в себе и имеющим навыки принятия подобных решений .

Заключительный этап принятия решения. Оценивая благоприятные и неблагоприятные последствия своих будущих действий, следователь использует версии о том, что может предпринять криминальный субъект и иные лица в ответ на принятое следователем решение. В подобных ситуациях целесообразно использовать положения теории игр и возможности рефлексивного взаимодействия и рефлексивного управления. В процессе принятия решения в ситуации риска следователю надо обязательно спланировать свои будущие возможные действия, которые могли бы в определенной мере компенсировать неудачу, отрицательный результат принятого решения.

Основные свойства тактических положений

В тактико-криминалистической литературе выделены следующие наиболее важные свойства тактических положений, разработанного тактического инструментария следственной деятельности .

  • 1. Научная обоснованность. То есть тактические положения, полученные в результате обобщения опыта следственной деятельности и при использовании данных специальных наук: логики, психологии, научной организации труда, теории игр, праксеологии и др., должны опираться на их реальную научно-практическую проверку и обоснование.
  • 2. Законность тактических положений. Определяется их точным соответствием духу и букве закона. Они должны способствовать претворению в жизнь основных начал и принципов уголовного и уголовно-процессуального права - обеспечивать защиту прав и законных интересов лиц и организаций, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст. 6 УПК РФ).
  • 3. Этичность, нравственная допустимость. При использовании тактических положений (приемов, правил, рекомендаций и т.д.) недопустимы ложь, обман, угрозы, насилие, действия и обращение, унижающие честь и достоинство личности, нарушающие нравственные нормы, принципы справедливости и гуманизма.
  • 4. Познавательная эффективность. Выделяя это требование и поясняя его, А. Р. Ратинов отмечал: "Познавательная эффективность - направленность каждого тактического приема к выяснению истины, неспособность его помешать этому, породить ошибки и искажения" .
  • 5. Избирательность тактического приема. Этот термин предложил А. Р. Ратинов. Термин "избирательность" первоначально понимался совсем иначе, не так, как это трактуется в современной криминалистической литературе. Под ним подразумевалась не свобода выбора рекомендуемых криминалистической тактикой способов следственной деятельности, а совершенно иное. Он был предложен для характеристики условий, пределов допустимости приемов психического воздействия, в том смысле, что "средства психического воздействия должны обладать избирательным действием. Необходимо, чтобы они давали положительный эффект только в отношении лица, скрывающего правду, препятствующего установлению истины, и были бы нейтральны в отношении незаинтересованных лиц".

Тактическая подготовка спортсмена направлена на овладение спортив­ной тактикой и достижение тактического мастерства в избранном виде спорта. Тактика - это совокупность форм и способов ведения спортивной борьбы в условиях соревнований.

Различают индивидуальную, групповую и командную тактику. Так­тика может быть также пассивной, активной и комбинированной (сме­шанной).

Пассивная тактика - предусмотренное предоставление инициативы противнику для того, чтобы в нужный момент предпри­нять активные действия.

Активная тактика - это навязывание сопернику действий, выгодных для себя. Например, бег с нерегулярно меняющейся скоростью, так на­зываемый рваный бег.

Смешанная тактика включает в себя активные и пассивные формы ведения соревновательной борьбы.

В зависимости от того какая задача поставлена перед спортсменом выделяют 4 тактические формы ведения соревновательной борьбы:

1. Тактику рекордов.

2. Тактику выигрыша соревнований независимо от показанного ре­зультата.

3. Тактику выигрыша соревнований с высоким результатом.

4. Тактику выхода в очередной тур состязаний.

Тактика рекордов. В циклических видах спорта чаще всего применя­ется тактика лидирования в ходе состязания. Спортсмен берет на себя роль лидера задолго до финиша и старается удержать преимущество до конца соревнований. Указанная тактика может вывести из равновесия основных конкурентов, заставить их нервничать, менять свои тактичес­кие планы.

Выделяют два варианта тактики лидирования:

Лидирование с равномерной скоростью при прохождении дистан­ции - в беге, плавании, гребле;

Лидирование с изменением скорости, темпа на дистанции. Тактику рекордов с равномерным темпом успешно демонстрировали

Тактика выигрыша соревновании независимо от показанного результа­та. Эту тактику обычно применяют в финальных соревнованиях, а также тогда, когда показанный спортивный результат не может повлиять на окон­чательное распределение мест между основными соперниками. В этом случае могут применяться следующие тактические варианты ведения со­ревновательной борьбы. Любой из тактических приемов дол­жен быть тщательно подготовлен в процессе тренировки.

Тактика выигрыша соревнований с высоким результатом. Это довольно редкая тактика. Она встречается тогда, когда места в соревнованиях опре­деляются без финалов, т.е. по результатам, показанным в различных за­бегах, попытках, заплывах - в конькобежном спорте, тяжелой атлетике,

При решении этой задачи возможны две ситуации:

1) когда основные соперники уже стартовали и спортсмену известен их результат;

2)когда основные конкуренты стартуют в последующих забегах, зап­лывах.

Некоторые спортсмены показывают высокие результаты в предварительных соревнованиях, затра­чивая много сил, а в финале, не успев отдохнуть, значительно снижаю" свои достижения и проигрывают. Другие спортсмены слишком экономят силы в предварительной части соревнований и в итоге не попадают в финал

Принято различать общую и специальную тактическую подготовку.

Общая тактическая подготовка направлена на обучение спортсмена разнообразным тактическим приемам. Специальная тактическая подготовке направлена на овладение и совершенствование спортивной тактики в из­бранном виде спорта.

В процессе тактической подготовки решаются следующие основные задачи:

1. Приобретение спортсменом знаний по спортивной тактике (о ее эф­фективных формах, тенденциях развития в избранном и смежных видах спорта).

2. Сбор информации о соперниках, условиях предстоящих состяза­ний, о режиме соревнований, социально-психологической атмосфере е этой стране и разработка тактического плана выступления спортсмена на соревновании.

3. Освоение и совершенствование тактических приемов ведения со­ревновательной борьбы.

4.Формирование тактического мышления и непосредственно связан­ных с ним способностей - наблюдательности, сообразительности, твор­ческой инициативы, предвидения тактических замыслов противника, ре­зультатов его и своих действий, быстроты переключения от одних тактических действий на другие в зависимости от конкретной обстановки состязаний и действий противника.

5. Овладение приемами психологического воздействия на соперника и маскировка собственных намерений.

Тактика выхода в очередной тур состязаний. Некоторые спортсмены показывают высокие результаты в предварительных соревнованиях, затра­чивая много сил, а в финале, не успев отдохнуть, значительно снижаю" свои достижения и проигрывают. Другие спортсмены слишком экономят силы в предварительной части соревнований и в итоге не попадают в финал.

Спортсмен должен знать:

    правила соревнований, особенности их судейства и проведения; ус­ловия соревнований и своих противников;

    основы тактических действий в спорте, их зависимость от физичес­кой, технической и волевой подготовленности; главные особенности так­тики своего вида спорта и др.

Важное значение имеет изучение специальной литературы, изучени правил, особенностей судейства и проведения соревнований, анализ фот киноматериалов по тактике, анализ наблюдений на соревнованиях, из; чение условий и мест проведения соревнований.

Тактическая подготовка сводится в одних случаях к рациональному распределению сил спортсмена в ходе соревнований или целесообразному использованию техники для решения конкретных спортивных задач, в гих - к повышению эффективности во взаимодействиях с партнерами команде или к быстрому и своевременному переключению с одной симы тактических действий на другую.