В 1 месяц можно. Что должен уметь ребенок в месяц: рефлексы, навыки и реакции

Что умеет ребенок в 1 месяц? Мама может самостоятельно оценить развитие крохи, зная о тех навыках и рефлексах, которые приобретает малыш в течение первых недель жизни. Но нужно помнить, что такое исследование в домашних условиях не заменяет консультации и осмотра педиатра.

Большую часть времени грудничок первого месяца жизни будет спать. Это он умеет делать в совершенстве. Но в перерывах между сном и кормлением бывают небольшие периоды бодрствования. Это время можно использовать для общения с крохой, а также для наблюдения за его развитием, рефлексами, новыми навыками.

Какие навыки можно наблюдать

Что может уметь ребенок в 1 месяц?

Врожденные рефлексы и их значение

Рефлексы - наследство наших древних предков. Многие рефлексы исчезают к 4 месяцам, но некоторые, очень важные, остаются на всю жизнь. Например: чихательный, кашлевой, глотательный, дыхательный. Рефлексы новорожденного проверяет неонатолог. Что может увидеть мама?

Рефлексы помогают развивать моторные навыки и являются фундаментом для ползания, переворачивания на живот, ходьбы. Также их отсутствие или слабое проявление помогает распознать какую-либо проблему в развитии. Если же у крохи еще не развит какой-то навык, не стоит заранее бить тревогу. Нужно учитывать индивидуальные особенности. У маловесных и недоношенных детей навыки развиваются позже. Насторожить должно, когда малыш все время вялый, не реагирует на звук и свет.

Сигналы о помощи

Взаимодействие с внешним миром происходит при помощи гримас, крика, кряхтения, двигательной активности, улыбки. Эти способы общения необходимы крохе, который пока что не владеет коммуникативными навыками.

  • Крик . Если малыш испытывает голод, холод, дискомфорт, боль, то сигнализирует об этом громким криком. Кричать в этом возрасте малыши могут часто из-за начинающихся колик. Крик младенца характеризуется сдавленными, носовыми звуками.
  • Успокаивается, когда берут на руки . Если грудничок не голоден и у него ничего не болит, то на руках у родного человека он, как правило, быстро затихает. Важно прижимать кроху к себе, именно тепло тела успокаивает младенцев.
  • Звуки . В первый месяц жизни грудничок уже может «разговаривать»: издает звуки «э», «а», что-то среднее между ними. Также гласные звуки могут уже сочетаться с согласными «х», «г».
  • Кряхтение . Кряхтящие звуки, которые издает малыш, могут говорить о каком-то дискомфорте, чаще в кишечнике. Сопение и хрюкание носом в этом возрасте считается нормальным и объясняется узкими носовыми ходами.
  • Выгибание тела . Если выгибание тела не сопровождается постоянным плачем, это может быть тренировочным упражнением для мышечного аппарата, переворота на живот. Но если ребенок плачет, это может говорить о кишечных коликах. Также выгибание спины может указывать на гипертонус мышц шеи и спины. В этом случае нужна консультация невролога.

Во время бодрствования у грудничка 1 месяца жизни наблюдается много хаотичных движений руками и ногами. Это нормально. Если кроху взять на руки, движения исчезают. Двигательная активность конечностей объясняется тем, что ребенок инстинктивно ищет те границы, которые были у него раньше, в утробе матери. В течение трех первых месяцев жизни грудничок будет постепенно привыкать к новым условиям внешней среды.

Впереди у маленького человечка целая жизнь, но этот месяц - первый месяц жизни - самый важный. Эти четыре недели - время особой ответственности родителей. Вы все, в том числе и малыш, привыкаете к мысли о том, что теперь его жизнь протекает уже не в утробе матери, а в реальном мире.

Наконец свершилось то, чего вы ждали и к чему готовились последние девять месяцев - вы стали родителями. В ваш дом вошла новая жизнь - в прямом и переносном смысле. И с этого момента все будет не так, как раньше. Теперь ваша личная вселенная вращается вокруг маленького человечка, который только что появился на свет и еще целый месяц будет гордо носить титул новорожденного. Впереди у маленького человечка целая жизнь, но этот месяц - первый месяц жизни - самый важный. Эти четыре недели - время особой ответственности родителей. Вы все, в том числе и малыш, привыкаете к мысли о том, что теперь его жизнь протекает уже не в утробе матери, а в реальном мире.

Физиология ребенка первого месяца жизни

В тот момент, когда малыш рождается, делает свой первый вдох и совершает первый крик (родовой катарсис), его маленький организм начинает активно перестраиваться, приспосабливаясь к внеутробной жизни. Изменяется система кровообращения, разрушаются более неактуальные красные кровяные тельца с плодовым типом гемоглобина, по-другому начинают работать пищеварительная и эндокринная системы, кожа, кишечник и дыхательные пути сталкиваются с ранее неизвестными им бактериями, и для их защиты активизируется иммунная система. Возможно, ваш малыш потеряет около 10% веса в первую неделю жизни. Это нормально: первые семь дней его организм работает с колоссальным напряжением. Ситуация стабилизируется примерно через десять дней после рождения и вес начнет увеличиваться. В течение 1 месяца ребенок прибавит до 600 граммов.

Сон новорожденного

Первый месяц жизни малыш практически целиком проводит во сне. Приблизительно 20 часов в сутки он спит, а его хрупкий организм между тем проделывает в это время огромную работу по адаптации к внеутробной жизни. Спят новорожденные, как правило, на спинке, с согнутыми в локтях ручками и согнутыми в коленных суставах раздвинутыми в сторону ножками. У новорожденных выделяют три фазы сна и две фазы бодрствования. Сон может быть глубоким (ребенок дышит ровно и спокойно) и неглубоким (дыхание может быть сбивчивым, возможны подергивания ручками и ножками). Иногда малыш не спит, но дремлет (в процессе кормления, например). Время бодрствования характеризуется активными движениями ручками и ножками. Ребенок может лежать тихо, и это означает, что его все устраивает. Если же плачет, значит ему по какой-то причине некомфортно, о чем он и пытается вам сказать.

Еда ребенка первого месяца жизни

Дискомфорт могут вызывать спазмы кишечника, вздутие животика и колики - спутники практически всех детей в первый месяц жизни. Пищеварительная система приспосабливается к новым условиям работы. Кормление - исключительно важный вопрос в жизни новорожденного (собственно говоря, вся его жизнь и состоит из приема пищи и сна с короткими фазами активности). Важно помнить, что лучшей пищи, чем материнское молоко, для младенца нет и быть не может. Женское молоко - кладезь полезных веществ и микроэлементов и гарант здоровья ребенка. До шести месяцев грудное молоко может быть для ребенка и едой и питьем, и в докармливании искусственным питанием никакой необходимости нет. Врачи рекомендуют кормить ребенка каждые 3-3.5 часа, то есть 6-7 раз в сутки. Лучше, если вы будете делать ночной перерыв 5-6 часов. Таким образом, с первых дней жизни начнет формироваться режим - важное условие дальнейшего правильного физического и психологического развития. Возможен и другой вариант: прикладывать малыша к груди при проявлении беспокойства. В этом случае у вас получится 10-12 кормлений за сутки. По мере того, как ребенок будет расти, интервал между кормлениями будет увеличиваться.

Не забывайте, что во время кормления вместе с молоком ребенок заглатывает еще и воздух, поэтому прежде чем снова уложить его в кроватку необходимо дать ему возможность воздух срыгнуть. Для этого его нужно подержать столбиком. Если этого не сделать, ребенок может захлебнуться.

Психология ребенка первого месяца жизни

Психологическое развитие человека, который только что появился на свет, обуславливается прежде всего рефлексами, которые так и называются - рефлексы новорожденного. Некоторые из них исчезнут по мере взросления, другие останутся на всю жизнь. Эти рефлексы обязательно нужно проверять. Их наличие - признак психологической полноценности малыша. В первый месяц жизни выделяют несколько основных рефлексов:

Сосательный рефлекс. Как только вы даете ребенку грудь (или соску-пустышку), он начинает совершать ритмичные сосательные движения. Этот рефлекс - важнейший для жизнеобеспечения младенца в первые месяцы жизни. Для недоношенных детей именно возникновение сосательного рефлекса считается показателем зрелости.

Хватательный рефлекс и рефлекс Робинсона. Ребенок рефлекторно хватается за все, что касается его ладошки, сжимая ее. Этот рефлекс исчезает примерно на пятом месяце жизни, и на смену ему приходит осознанное хватательное движение.

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы. Если поставить малыша в вертикальное положение таким образом, чтобы стопы касались ровной твердой поверхности, он тут же выпрямляет ножки и «стоит» (с вашей помощью, разумеется, так как самостоятельно встать он сможет только на 8-12 месяце жизни). Если же его намного наклонить вперед, сместив центр тяжести, он начнет передвигать ножками, имитируя ходьбу.

Рефлекс ползания Бауэра. Если ребенка положить на живот и легонько надавить на стопы, он начинает совершать движения, имитирующие ползание.

Хоботковый рефлекс. Если легонько и отрывисто дотронуться до губ младенца, он тут же выпячивает их в виде своеобразного «хоботка». Так же, как и сосательный рефлекс, хоботковый связан с важнейшим для полноценного развития процессом - питанием. Обычно хоботковый рефлекс угасает на 2-3 месяце жизни.

Защитный рефлекс новорожденного. Если ребенка положить на животик, он тут же повернет голову в сторону. Биологически этот рефлекс объясняется просто: поворот головы позволяет дышать даже в столь неудобной для новорожденного позе.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Если легонько надавить подушечками пальцев на ладони малыша, он открывает ротик и поворачивает головку в сторону раздражителя.

Существуют и другие рефлексы (рефлекс Моро, рефлекс Переза, рефлекс Галанта), которые также проверяются в обязательном порядке. Большинство из них угасают или трансформируются к концу первого года, когда жизнь малыша становится более осознанной и на смену рефлексам приходят контролируемые движения.

И еще немного о психологическом развитии: к концу первого месяца жизни ребенок начинает проявлять положительные эмоциональные реакции. На четвертой неделе он уже будет вас узнавать не только на инстинктивном уровне, и, возможно, даже улыбнется вам - своей трогательной беззубой улыбкой! Вообще, чем больше и чаще вы будете ему улыбаться, тем скорее он ответит вам тем же.

Воспитание малыша

Период новорожденности закончился, начинается период грудного возраста, который будет длиться до года. В это время ребенок набирает вес, быстро растет, и у него почти каждый день появляются все новые и новые движения и умения. Что нужно знать об особенностях развития малышей в это время и чем родители могут им помочь?


Как организовать жизнь ребенка в 1 месяц

Теперь ребенок спит 17-19 часов в сутки, постепенно привыкая к своей новой жизни вне материнского живота. Некоторые родители в этот период пробуют соблюдать с ребенком примерный режим дня: в одно и то же время начинают и завершают прогулку, в один и тот же час приступают к купанию и так далее.

Двигательное развитие ребенка в 1 месяц

В это время ребенок перестает принимать позу с согнутыми ручками и ножками, характерную для эмбриона, и начинает с удовольствием двигаться. Для того чтобы помочь мышцам малыша развиваться, можно менять его положение, когда он не спит: класть то на бочок, то на животик.

Лежа на животе, месячные малыши уже поворачивают голову, а некоторым даже удается поднять ее и посмотреть вокруг. Побольше гладьте ребенка – ему сейчас очень нужен тактильный контакт с мамой, в том числе и для ощущения собственного тела. Помните о том, что сковывающие пеленки мешают ребенку развиваться: дети, которых туго пеленают, хуже едят и позже начинают говорить.

Как играть с ребенком в 1 месяц

Малыш в это время внимательно смотрит на лица, постепенно начинает различать интонацию голоса и интересуется разными звуками. Поэтому разные погремушки и колокольчики придутся очень кстати.

Можно надевать ребенку на ручки и ножки звенящие браслеты, тогда он станет больше двигаться и обращать внимание на то, что разные штучки звенят по-разному. Также хорошо ненадолго дать ему в ручку маленькие игрушки, чтобы малыш чувствовал их разную форму и фактуру.

Дети в один месяц, кстати, могут играть самостоятельно, внимательно прислушиваясь к окружающим их звукам, рассматривая свои ручки (и иногда пугаясь их), чувствуя новые запахи. Конечно, мама в этот момент должна находиться неподалеку.

Чему можно научить ребенка в 1 месяц

Заниматься с месячным ребенком нужно не больше двух минут. Для того чтобы малыш учился следить за предметами и находил их взглядом, ему можно показать большую игрушку, дождаться, пока он сфокусирует на ней взгляд, а потом медленно отвести ее в сторону, чтобы взгляд ребенка от нее не отрывался. То же самое можно проделать с погремушкой, издающей негромкий звук.

Что чувствует ребенок в 1 месяц

Ребенок может откликаться на ваше настроение – если улыбнуться ему, то он улыбнется в ответ, если нахмуриться – может заплакать. Малыш проявляет большой интерес ко всему, что происходит вокруг него, – у него уже есть потребность в новых впечатлениях.

К концу первого – началу второго месяца жизни у ребенка начинает формироваться комплекс оживления – реакция на приближение взрослого. Это улыбка, учащение дыхания, лепет, сгибание и выпрямление ручек и ножек. У месячного малыша можно заметить некоторые составляющие этого комплекса.

Что слышит и понимает ребенок в 1 месяц

Малыш с интересом прислушивается к голосам взрослых, хотя пока не связывает друг с другом голоса и лица. К 3 месяцам он начнет различать интонацию и тембры, поэтому важно говорить с ним, меняя и то, и другое: в ответ на высокий голос, быструю речь ребенок может начать шевелить ручками и ножками. А ласковый, нежный голос матери может успокоить его.

Многие специалисты советуют включать детям классическую музыку – примерно на 10 минут в день, но ее любят не все малыши, некоторые устают. Можно включать ребенку и записи разных музыкальных инструментов или самим играть на них возле его кроватки – тоже недолго. Постоянные разговоры с ребенком приводят к тому, что он активно вступает в общение со взрослым – фыркает, попискивает, пробует лепетать.

Задача родителей

В 1 месяц продолжается период симбиоза матери и ребенка – малыш чувствует себя слитым с мамой, мама может жаловаться на то, что она «поглупела»: но этот регресс необходим для того, чтобы лучше чувствовать то, что сейчас необходимо ребенку, чего он хочет. Надо знать, что кризис новорожденности длится примерно два месяца – малыш уже освоился в новом для него мире, но еще не до конца привык к нему, поэтому ему необходимо внимание, общение и готовность мамы взять его на руки, чтобы он почувствовал себя в безопасности.

Новорожденный младенец - существо удивительное. Слабый и беспомощный, он способен относительно легко перенести стресс, который ошеломил бы и взрослого. Шутка ли - внезапно очутиться в совершенно не привычной внешней среде, да еще при необходимости моментально перейти на новый способ дыхания, кровообращения, а затем и питания!

Новорожденный очень мал, но в этом маленьком хрупком теле заложен мощнейший потенциал роста. Его органы пищеварения способны усвоить за сутки 600-700 г материнского молока, но ведь это пятая часть массы его тела!

Новорожденный приходит в мир с достаточным запасом целесообразных рефлексов. Стоит прикоснуться пальцем к его губам, как он вытянет их хоботком, приготовясь сосать. Капните ребенку на язык какой-нибудь сладкий раствор, и он начнет втягивать его, причмокивать, а в ответ на кислое, соленое или горькое - сморщится, закричит, попробует откашляться. Громкий внезапный звук заставит его насторожиться - ребенок наморщит лоб, как бы прислушиваясь, забеспокоится. Малыш различает запахи и узнает маму по запаху молока, связанному для него с приятными ощущениями.

Но самое удивительное - это то, что новорожденный уже индивидуальность, уже характер!

Пожалуй, для начала следует усвоить истину, что ребенок - это не взрослый в миниатюре, а имеет свои совершенно определенные особенности, которые необходимо учитывать. У каждого возраста свои особенности.

Вы можете сами оценить психическое развитие своего ребенка. Например, проверить наличие основных рефлексов:

- «подошвенный» рефлекс - вы проводите пальцем по подошве, и ребенок отдергивает ножку,
- «сосательный» рефлекс - вы проводите пальцем ребенку по губам, и он с готовностью складывает губы трубочкой и причмокивает, делает сосательные движения,
- «хватательный» рефлекс - вы вкладываете кончик пальца ребенку в руку, и тот крепко сжимает его.

Если перечисленные (согласитесь, довольно забавные) рефлексы присутствуют, ваш новорожденный ребенок - в норме.

Запомните, что характер ребенка формируется с первых дней его жизни, в том числе и в общении с вами. Начинается формирование характера с условных рефлексов: положительных и отрицательных. Забота родителей - чтобы положительных условных рефлексов было побольше, а отрицательных, естественно, поменьше. Положительные условные рефлексы возникают на регулярное питание, регулярные же гигиенические процедуры, общение, ласки. Во всем, что касается ребенка, должны чувствоваться порядок, режим. Ребенок должен ощущать заботу.

Но если вы будете непоследовательны, раздражительны, а порой даже злы (ведь бывает так не хочется подниматься ночью - пеленать ребенка, да еще если тебе, папа, рано утром - на работу), то и у ребенка сформируется характер нервный - и это будет мешать ему (и не только ему) всю жизнь.

В первые же дни, как вы приехали домой из роддома, вас и вашего ребенка обязательно посетят медицинская сестра и участковый педиатр. Не стесняйтесь, задавайте им любые вопросы, касающиеся вашего ребенка и ухода за ним.

Рекомендуется регулярно взвешивать ребенка. Это можно делать в условиях поликлиники. Но удобнее, конечно, дома. На первом году жизни не помешает контролировать самостоятельно прибавку в весе с помощью таблицы, в которой ось абсцисс - вес ребенка в граммах, а ось ординат - месяцы или недели жизни. В норме кривая линия, которая получается у вас на этой таблице, должна быть плавной - без резких скачков вверх или вниз. Если на протяжении нескольких дней линия держится на одном уровне, не следует волноваться. Когда ребенок здоров, когда у него хороший аппетит, он наберет нужный вес. Если же линия пошла вниз - сразу же обратите на это внимание вашего педиатра.

Педиатры определяют индивидуальный долженствующий вес ребенка, прибегая к помощи всевозможных мудрых формул и вычислений. Родителям достаточно знать, что их ребенок в первые три месяца жизни при нормальном развитии должен ежедневно набирать от 20 до 30 граммов веса.

Не перекармливайте детей. Толстый ребенок - еще не значит красивый. Повышенный вес - не гарантия от заболеваний.

Как правило, молодые мамы и папы в первое время боятся даже взять новорожденного на руки. И это не случайно. Они ведь не знают, как правильно брать малыша. Он такой хрупкий и нежный, маленький.

    Нельзя поднимать ребенка за руки.

    Нельзя держать ребенка так, чтобы была запрокинута назад его головка. Голову ребенка обязательно надо поддерживать.

    Правильно держать ребенка научиться не сложно: ребенок практически лежит у вас на левой руке, а головка придерживается локтем; правой рукой вы поддерживаете ножки.

Иными словами: необходимо, чтобы тельце малыша имело три места опоры - затылок, на уровне лопаток и на уровне таза.

С самых первых дней не нужно чрезмерно нянчить ребенка и целый день таскать его на руках. Ребенок быстро привыкает к такому обращению и уже не может без него, требует его, капризничает. И если мама, в другой раз занятая, не может снова нянчиться с ним, ребенок пускается во все тяжкие - поднимает крик. Хочешь не хочешь, приходится уступать. Не надо впадать в панику при первом же крике ребенка. Подойдите и выясните причину плача - у новорожденных таких причин 4: мокрый, что-то болит, голодный, хочу к маме . Бывает, стоит малышу поменять подгузник, и он сразу успокоится.

В первом случае ребенка надо перепеленать. Во втором случае - пересмотреть его одежду (опытные мамы знают, конечно, что распашонки надеваются наизнанку - швами наружу, чтобы они не терли и не давили на нежную кожу ребенка). Ну а в третьем случае - надо просто посмотреть на часы, не подходит ли время кормления вашего малыша.

Вследствие того, что младенец еще слишком слаб и мышцы шеи у него не развиты, движения головы ограничены; в менее проветриваемых местах - на затылке, на шейке - временами проступает пот. Если его не удалять своевременно, может возникнуть раздражение в указанных местах - в виде мелкоточечных красных высыпаний. Родители обычно называют это потничка. Если и далее не обращать на нее внимания, то раздражение под воздействием нового пота может усилиться. При присоединении инфекции возникают даже гнойнички. А это уже серьезное осложнение. Чтобы не допустить его, устраняйте время от времени выступающий пот салфеткой.

Если вы контролируете вес ребенка по таблице, то помните, кривая веса должна медленно и плавно подниматься. К концу первого месяца жизни ребенок должен весить около четырех килограммов. Но не волнуйтесь, если он весит три с половиной килограмма. Надо учитывать и индивидуальные особенности.

То же самое касается и роста. У нормального доношенного ребенка длина - в среднем пятьдесят сантиметров. В первые несколько месяцев жизни ребенок подрастает сантиметров на пять. Но если вы узнали, что чей-то ребенок побольше, - не переживайте.

Не забывайте обращать внимание на состояние пупка у ребенка. У некоторых детей - особенно у беспокойных, которые «любят» покричать, - при крике пупок несколько выпячивается. Иногда же пупок образует при крике или при кашле довольно значительную выпуклость, достигающую иной раз величины грецкого ореха и более. Это пупочная грыжа, которая возникает вследствие слабости брюшной стенки. Если вы заметили такую грыжу, незамедлительно проконсультируйтесь с вашим участковым детским врачом. Бывают случаи - приходится делать операцию, но чаще всего грыжа устраняется сама, когда ребенок через несколько месяцев наберет в весе и когда сильнее разовьется жировая ткань.

Никогда не забывайте, что кожа у детей очень нежная, а сам ребенок еще слаб, чтобы успешно противостоять некоторым неблагоприятным внешним факторам. Нельзя легкомысленно долго оставлять ребенка лежать на мокром, от этого на тельце малыша могут появиться опрелости. Проявляются опрелости в виде покраснения участков кожи. Кожа воспалена, очень чувствительна, болезненна. Ребенок, естественно, беспокоен, плачет. Если не принять соответствующих мер, на месте покраснений могут образоваться волдыри. Волдыри затем лопаются, и картина возникает из неприятных.

Каким образом не допустить опрелости: не использовать "памперсы" дольше трех часов или в жаркое время года, стремиться перепеленать ребенка вовремя; обратить внимание на качество стирки пеленок и ползунков (в ткани могут присутствовать остатки мочевой кислоты, которые даже при сухих пеленках способны раздражать нежную кожу).

Если ваш ребенок имеет склонность к опрелостям, его при перепеленании следует протирать чистой влажной салфеткой - протирать именно мокрые места, а места опрелостей обрабатывать жирным детским кремом.

Одна из особенностей первого месяца жизни ребенка - струпики на волосистой части головы. Возникают струпики при избытке выделений кожных желез. Выделения засыхают, и снять их потом бывает непросто. Струпики имеют желтоватый цвет, иногда полупрозрачные, иногда чешуйчатые, и шелушатся. Ни в коем случае нельзя слишком активно очищать ребенку голову от этих струпиков, поскольку при этом можно поранить кожу и внести инфекцию. Даже самая маленькая инфекция чревата опасностью для ребенка - он ведь еще так слаб. Удаляются струпики с помощью ватного тампона со стерилизованным растительным маслом и только после купания ребенка.

Не оставляйте ребенка долго лежать в одном положении. Он еще маленький и не может сам повернуться. От долгого лежания без перемены положения мышцы ребенка устают, и ребенок начинает беспокоиться. Кроме того, длительное лежание в одном положении, особенно в первые месяцы жизни, неблагоприятно сказывается на формировании головы ребенка. Например, если ребенок постоянно лежит на спине, то со временем голова у него может быть со слегка скошенным затылком. Это объясняется тем, что «роднички» - зона роста - на голове ребенка еще открыты, череп пластичен.

Слух новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Некоторые молодые родители с первого дня, как только привезут ребенка из роддома, ходят по квартире на цыпочках, боясь потревожить новорожденного. Быть может, это излишне. В первые несколько дней после рождения - около недели - ребенок еще не очень хорошо слышит. Слуховой нерв развивается полностью в течение всего первого года жизни. Соответственно и слух у малыша развивается постепенно.

С первого же дня жизни обращайте внимание на слух вашего малыша. С достоверностью установлено, что ребенок еще в утробе матери слышит звуки - приглушенные, конечно, - звуки музыки, голоса. Кстати, голос матери ребенок уже отличает от других: этот голос слышится ему громче; ребенок воспринимает его не только органом слуха, но и телом - так называемая тканевая проводимость (вы не знаете, как Бетховен слушал музыку, когда у него наступила полная глухота? Он слушал музыку телом - обняв рояль). Когда ребенок родился и вам его впервые принесли, он уже узнает ваш голос. Этот голос ему родной. Говорите с ним почаще. И помните: ребенок с первых дней уже хорошо различает интонации, ласковый тон от строгого отличит.

Что касается развития слуха (не только физиологического, но и музыкального), старайтесь, чтобы ваш ребенок по рекомендации некоторых авторов «купался в звуке». Конечно же, эти «купания» должны проводиться, когда ребенок бодрствует. В первый месяц жизни ваш малыш почти все время спит, но вот он немного подрос, и все чаще приходит время общения. Говорите с малышом, развивайте его слух; пусть в вашем доме в минуты бодрствования звучит музыка - негромкая спокойная музыка, из классики что-нибудь, с легко угадываемым мелодичным рисунком. Но спать малыш должен в тишине и покое.

Зрение новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Глаза как сложный оптический прибор тоже еще не вполне развиты у новорожденного. Установлено, да вы и сами заметите, что в первые дни ребенок еще не может фиксировать взгляд. Скоро малыш уже будет справляться с этим делом, но он еще некоторое время не способен перестраиваться на близкие и дальние объекты. Он как бы видит на одном расстоянии. И это расстояние составляет 25-30 см. Отсюда и рекомендации...

Если вы хотите что-либо показать своему малышу - яркую игрушку, например, - держите ее перед ним на расстоянии 25-30 см. Если вы хотите, чтобы ребенок рассмотрел выражение вашего лица (а он уже отличает ласковое лицо от спокойного и тем более строгого), приблизьтесь к ребенку на расстояние 25-30 см. Здесь будет уместно вспомнить рекомендации ученых к чтению: чтобы книга от читающего человека находилась на расстоянии 25-30 см. Как вы думаете: это случайное совпадение?

Когда ребенок видит ваше лицо, пусть он видит ласковую улыбку. В этом случае он чувствует себя защищенным, и настроение у него будет лучше. Малыш все понимает. «Понимание» ему обеспечивают инстинкты. Они для него как «автопилот» в море эмоций и ощущений.

Осязание новорожденного в первый месяц жизни

У ребенка, открывающего мир, с первых дней жизни должны быть задействованы все органы чувств. О слуховых и зрительных впечатлениях мы уже говорили. Органы обоняния и вкуса у ребенка тоже достаточно развиты и «работают» - это установлено экспериментально. Теперь о чувстве осязания... Когда ребенок бодрствует, ему необходимо чувствовать свое тело, ощущать прикосновения к телу. Это важно и для правильного формирования органов восприятия, и для последующей верной ориентации в пространстве. Если ребенок не спит, возитесь с ним побольше. Ему это нравится, ему это полезно. Играйте с ним, берите за ручки, поглаживайте.

Пеленание новорожденного

Не первый год педиатры и ортопеды твердят родителям, что нельзя пеленать ребенка туго, с вытянутыми ножками, как по стойке «смирно». В последнее время этот призыв стал особенно актуальным, потому что у детей чаще отмечается дисплазия - недоразвитие тазобедренного сустава. Сам по себе дефект небольшой, внешне совершенно не заметный, но если он будет прогрессировать, может произойти вывих тазобедренного сустава. А это уже потребует длительного лечения, в запущенных случаях даже хирургического.

Создать условия для того, чтобы дисплазия не прогрессировала, очень просто: поможет так называемое широкое пеленание. Поза со слегка раздвинутыми бедрами естественна, физиологична для ребенка, она создает благоприятные условия для правильного развития тазобедренных суставов.

Для широкого пеленания придуманы различные трусики и подгузники, но вполне можно обойтись обыкновенной фланелевой пеленкой, свернув ее несколько раз вдоль и проложив между ножками ребенка, под подгузником.

Традиционно ребенка первых месяцев пеленали «с ручками», но правильнее оставлять ручки свободными, зашив концы рукавов распашонки. А чепчик или косыночку надевайте только после купания. Основной теплообмен у новорожденного происходит через кожу головы, и важно не допустить "перегрева".

Грудное вскармливание новорожденного

Надо ли доказывать, что грудное вскармливание - самое лучшее? Оно было вне конкуренции, когда заменить его можно было только коровьим молоком, оно остается вне конкуренции и сейчас, когда появилось множество сухих молочных смесей, изготовленных по передовым технологиям. В этих смесях с большой точностью воспроизведен химический состав женского молока, они обогащены витаминами и другими полезными добавками. Это достаточно полноценное питание для ребенка. Но - только питание. А материнское молоко - больше чем питание. В нем есть то, чего нет и не может быть в искусственных смесях: биологически активные вещества, гормоны, антитела, защищающие от болезней. В материнском молоке даже появляются антитела против того возбудителя, который вызвал заболевание малыша.

Но, мало того, вскармливание грудью имеет огромное психологическое значение для обоих: мать и дитя здесь едины. После перерезания пуповины живая теплая струйка молока, переливающаяся от матери к ребенку, снова связывает их, помогая взаимопониманию.

Хотя сосательный рефлекс является доминирующим и формируется еще внутриутробно, не все дети сразу хорошо берут, грудь. Трудности могут возникнуть, если соски у матери плоские, недостаточно выпуклые. Такие соски полагается готовить к кормлению еще во время беременности, по нескольку раз в день осторожно вытягивая их пальцами. Это же надо проделывать перед каждым кормлением, а начиная кормить, средним и указательным пальцами слегка сжать грудь у края ареолы (околососкового кружка) - сосок выдвинется вперед и его легче будет вложить ребенку в ротик. Вкладывать надо не только сосок, но и ареолу - так младенец будет меньше заглатывать воздух, а это - профилактика срыгиваний. Материнская грудь может оказаться и слишком тугой для вашей крохи. Помочь можно, сцедив первые капли молока. Но это делают лишь в крайнем случае, потому что как раз первые капли материнского молока - это питье для малыша, а остальные - еда. Иногда ребенку становится неудобно сосать просто потому, что мама не догадывается приподнять рукой грудь, и она закрывает ему нос, мешая дышать. Бывает, мама слишком плотно прижимает малыша к себе, и это заставляет его рефлекторно откидывать голову.

Педиатры давно уже отметили, что среди младенцев четко выделяются активно сосущие и ленивые. Активный, сделав несколько поисковых движений головой, сам находит сосок, сосет ритмично, не прерываясь, а «добыв» положенное, сам выпускает сосок и засыпает. Ленивый же (это чаще ослабленный, а не просто флегматичный), пососав несколько минут, начинает дремать у груди, изредка делая во сне вялые и непродуктивные сосательные движения. Такого приходится побуждать к еде, тормошить, будить, иногда даже на минутку распеленать, чтобы он окончательно проснулся и стал есть.

Большой знаток всех тонкостей вскармливания, профессор А. Ф. Тур выделял еще и группу детей, которые как будто боятся груди - пососет такой немного и откинется с гримасой, выражающей чуть ли не отвращение. Возможно, это гурман, которому не понравится запах молока, появившийся после того, как мама поест лука, чеснока или какой-то пряной зелени. Ничего такого «пахучего» лучше на первых порах вообще не есть, а пробовать потом, понемножку, проверяя реакцию ребенка. Откажитесь и от таких явно аллергизирующих продуктов, как цитрусовые, шоколад, клубника.

В норме кормление длится 15-20 минут, но в первые дни, пока отрабатываются детали этой процедуры, оно может затянуться и на полчаса.

Обычный ритм кормлений новорожденного - 7 раз в сутки, через три часа с ночным перерывом. Однако ребенка, родившегося с низкой массой тела (ниже трех килограммов), желательно кормить чаще, покормить ночью. В общем, кормить не по часовой стрелке, а по потребности. В последнее время педиатры почти единогласно рекомендуют кормить ребенка по потребности, но мамочки зачастую неправильно понимают эту фразу. По потребности - это не означает беспорядочное кормление, а значит установление режима кормления, индивидуального для вашего малыша. Когда ребенок кушает ежедневно в определенное время, лучше работает пищеварение, не беспокоят газики, ребенок гораздо спокойнее себя ведет.

Ребенок, родившийся с массой тела больше четырех килограммов, - кандидат в толстяки, такого не перекармливайте. Как правило, малыши не высасывают из груди больше чем нужно, но крупные дети иногда изначально обладают повышенным аппетитом. Если возникло такое предположение, надо контрольным взвешиванием до и после кормления определить, сколько он высасывает. И если окажется, что больше 120-130 г, то дополнительных кормлений лучше не допускать. Жировые клетки человека закладываются в первые годы жизни и проявляются во взрослый период.

Покормив, подержите ребенка несколько минут вертикально, чтобы он отрыгнул воздух - это уменьшит вероятность срыгиваний. А положить его после обязательно на бочок, потому что, если он все-таки срыгнет, то в положении на спине может захлебнуться.

Первые недели грудного вскармливания - время уступок, компромиссов, взаимного приспособления. Кормление может получаться несколько хаотичным, но к концу месяца должен все-таки сформироваться ритм, близкий к общепринятому, и с коррекцией, внесенной особенностями ребенка.

Что естественно и что тревожно

    Если на теле появился гнойничок, имеющий вид пузырька, наполненного желтоватой жидкостью, с красным ободком, и, тем более, если таких гнойничков несколько, это может быть началом гнойно-воспалительного заболевания. Зовите врача, и поскорее!

    В медицине существует понятие «входные ворота инфекции». У новорожденного такими «воротами» часто делается пупочная ранка. Если после отпадения корочки дно ее остается влажным, сочится, пупком должны заняться врач или медицинская сестра. Вы же можете до их прихода только капнуть в ранку немного 3 % -и перекиси водорода, а когда она запенится, осушить чистым стерильным ватным фитильком.

    Тревожными могут быть резкие внезапные изменения поведения ребенка, если, например, он, всегда сосавший охотно, вдруг упорно отказывается от еды. Или, раньше относительно спокойный, начинает беспрерывно плакать, даже кричать, не успокаиваясь ни после того, как его перепеленают, ни от тепла, ни на руках, ни с пустышкой, ни после еды. А если он к тому же не ест - тем более! Конечно, такое может случаться и со здоровым ребенком, но лучше не рисковать, не строить догадок, а посоветоваться с врачом. Это - правило навсегда!

Что должен уметь новорожденный к концу первого месяца жизни

К концу 1 месяца жизни новорожденный:

  • Вздрагивает и мигает при резком звуке.
    Например, с 9-11 дня, ребенок уже различает звуки, реагируя плачем на резкие, громкие, но пока еще не прислушивается к ним. Прислушиваться он начинает между 3 и 5 неделями жизни. Малыш успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд, прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки.
  • Удерживает в поле зрения неподвижный предмет, т.е. способен к зрительному сосредоточению.
    К 20-22 дню исчезают нескоординированные движения глазных яблок. Зрительное сосредоточение происходит на 15-30 дни, задержка взгляда на чем-то еще кратковременна. Младенец фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения. Общие движения еще заторможены.
  • В положении лежа на животе поднимает и удерживает головку в течение 5-20 секунд.
    Например, уже на 8 – 10 день ребенок пытается поднять головку, если его положить на животик, а в двухнедельном возрасте поворачивает ее к источнику звука.
  • В этот период появляется первая улыбка в ответ на обращенную речь.
    Улыбка – это призыв к взаимопониманию, приглашение к общению, выражение положительных эмоций!
  • Младенец может издавать отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция еще отсрочена на несколько секунд.
    Например, некоторые младенцы, уже через несколько часов после рождения, могут подражать, если кто-нибудь высунет язык или откроет рот. В самом начале ребенок плачет или кричит, потом начинает издавать горловые звуки, которых к месяцу все меньше. На втором месяце малыш начнет произносить звуки, напоминающие "а”, "кх”, "ах” и пр… Когда малыш спит, часто можно слышать тихое посапывание или даже "храп”.
  • Движения еще не координированы.
    Например, уже в первый день жизни у здорового новорожденного регистрируют более 170, а на 10 день жизни более 550 отдельных и общих движений в минуту! Разумеется, речь идет о незрелых, нескоординированных движениях, являющихся следствием возбуждения незрелых центров мозга. Но все эти движения очень важны для развития ребенка!

Через 2-3 недели с новорожденным малышом уже можно гулять на улице, подальше от более взрослых детей. Оденьте ребенка, соответственно погоде. Но и до этого часто проветривайте комнату, в которой находится малыш (естественно, переместив ребенка на это время в другую комнату или одев соответствующим образом). В летний период можно принимать солнечные ванны перед открытым окном для профилактики желтушки новорожденных и рахита. Пусть ваш малыш растет здоровым!

Каждому родителю нужно знать, какие умения должен приобрести его ребенок к концу своего первого месяца жизни, чтобы суметь заложить основу для физического и психического здоровья малыша. Молодой маме кажется, что ее ребенок первые дни после рождения все время ест и спит, однако у него уже есть определенные навыки, которые необходимо развивать. Делать это лучше с помощью специальных упражнений, а заниматься можно в короткие промежутки активности между сном и кормлением новорожденного.

Малыш в 1 месяц еще не слишком активен, он только начинает адаптироваться к окружающему миру. Тем не менее, мамина забота и ее коммуникации с крохой очень важны для его развития

Что же должен уметь малыш в 1 месяц?

Приспосабливаться к новым условиям жизни малыш может с помощью врожденных рефлексов. Какие-то из них исчезают уже через 1-2 месяца, а есть и такие, которые, преобразуясь в условные (приобретенные), остаются до конца жизни. Итак, что умеет ребенок уже в первый месяц своей жизни? Неонатологи (специалисты по развитию и здоровью новорожденных) выделяют 8 главных рефлексов, которые можно считать показателями развития грудничков. Это следующие рефлексы:

  • Хватательный : если поглаживать крошечную ладонь малыша или просто прикоснуться к ней пальцем, малыш крепко его сожмет. Вы сами удивитесь, как крепко он будет сжимать ваш палец.
  • Рефлекс поиска : если слегка затронуть любую щечку новорожденного, он тут же повернет головку в эту сторону. Так природный инстинкт помогает грудничку отыскивать источник пищи – мамину грудь или бутылочку с детским питанием.
  • Сосательный : когда кончиком пальца обводят вокруг ротика малыша, он совершает ртом сосательные движения. Этот рефлекс тоже отвечает за поиск пищи.
  • Рефлекс Моро : если 1 раз ударить по поверхности, где лежит ребенок, на 20-25 сантиметров дальше его головы, младенец разведет в стороны ручки, разогнув пальцы, а потом вернет их в первоначальное положение.
  • Рефлекс Бабинского : поглаживая свод стопы с внешнего края, вы заметите, как пальчики ног младенца расходятся, а вся стопа отводится в сторону.
  • Рефлекс Бабкина : к концу 1 месяца жизни малыш должен уверенно поворачивать головку и открывать ротик, если надавливать на бугор ладони под большим пальчиком ручки.
  • Ползание : когда ребенка кладут на живот и прикасаются к его стопам, он будет стараться отталкиваться от ладони взрослого.
  • Автоматическая ходьба : поддерживая ребенка в районе подмышек, опускайте его так, чтобы ступни коснулись твердой горизонтальной поверхности – маленький человечек будет выполнять движения, напоминающие ходьбу.

Особенности физического развития новорожденного

Новорожденным ребенка считают во время 1 месяца его жизни. Появившись на свет, совершив свой первый крик, малыш приспосабливается к жизни вне маминого животика. Он адаптируется к новым условиям и это влечет за собой изменение параметров физического развития. Кардинальным образом изменяется система кровообращения ребенка: те кровяные тельца, которые снабжали кислородом и питанием плод во время беременности, уже разрушились.

У грудничка формируется свой иммунитет, ведь родился он абсолютно стерильным. В “рабочем” режиме начинает функционировать эндокринная система, совершенствуется система пищеварения ребенка, и именно в этот период у грудничка могут возникнуть колики, потому что его кишечник адаптируется к самостоятельной работе.

Сводная таблица основных навыков

Сфера развития Что происходит?
Движения Ручки и ножки согнуты в суставах, двигаются непроизвольно и нескоординированно - мышечный тонус повышен. Все действия контролируются безусловными рефлексами.
Зрение К 10 дню кроха удерживает в поле зрения движущиеся объекты. Может следить за предметом (игрушкой) на расстоянии около 30 см, но лишь в одну сторону. К 20 дню удерживает в поле зрения неподвижные объекты (лицо взрослого) уже до 5-10 секунд.
Слух К 10 дню вздрагивает и моргает при резких звуках (хлопок, удар по столу) на расстоянии около 30 см. Может сосредотачиваться на звуках и голосе до 10 секунд.
Сенсорика Различает соленый, сладкий и кислый вкус. Реагирует на резкие запахи плачем и гримасками.
Речь Голосовой аппарат проходит подготовку звонкими криками, кряхтением, причмокиванием.
Интеллект Началось сенсорное развитие крохи (чувственно-двигательное). Сейчас он отрабатывает данные ему с рождения навыки: сосание, реагирование на звуки, световые раздражители, температуру. Вырабатываются первые условные (не врожденные) рефлексы.


– Кажется, что я абсолютно беспомощный, но я уже многое могу!

Психомоторное развитие ребенка

Психологи считают, что новорожденный к концу 1 месяца своей жизни умеет уже много. Неопытные же родители не всегда могут оценить новые достижения своего малыша. Когда он улыбается или приподнимает головку, они воспринимают это как должное (рекомендуем прочитать: ). При этом каждому родителю нужно знать, что уже умеет месячный ребенок:

  • Он умеет различать голоса своих и чужих людей, а из них выделять именно мамин голос и активно реагировать на его звук.
  • У младенца развито зрение. Он может сфокусировать свой взгляд на отдельном предмете и следить за его движением. Также ребенок начинает различать яркие или контрастные цвета.
  • Общее физическое состояние младенца еще слабое, однако двигательная активность – обязательная часть его жизни. Одним из главных движений становится следующее: малыш, лежа на животике, пытается приподнять головку, чтобы поворачивать ее в разные стороны.

Когда у малыша начинается дневное бодрствование, обязательно с ним разговаривайте. Установите первый зрительный контакт, и младенец почувствует себя в безопасности. При смене подгузника или пеленании следите за состоянием своих рук: они должны быть сухими и теплыми. Можно смягчить ладони, втирая крем, потому что у детей первого месяца жизни очень нежная и восприимчивая к различным раздражителям кожа, вызывающая у них тактильную чувствительность.

Особое значение для новорожденного имеет его третья неделя жизни, потому что в этот период врожденные (безусловные) рефлексы переходят в условные. Младенец в 1 месяц начинает жить по “правилам”: например, оставшись один, он протяжным и громким криком зовет к себе мать. Как только мама оказывается рядом, он перестает кричать – в этом и заключаются “правила” поведения грудничка.

Психоэмоциональное состояние ребенка

Малыш всегда ощущает эмоциональное состояние своей мамы на уровне интуиции: если она спокойна, он тоже спокоен. Когда он чувствует мамино раздражение, то сразу издает бунтующий крик. По сути, малыш – зеркало маминых эмоций: она улыбнется, и он тоже, мама покажет язык, и малыш повторит за ней. На втором месяце жизни к эмоциям младенца подключаются звуковые сигналы. Если с ребенком постоянно общаться, он уже на 2 месяце начинает “агукать”, то есть издавать звуки, имитирующие речь человека. Они пока бессмысленны, но это самые верные индикаторы нормально развивающегося малыша – так можно вести целые “беседы”.

Для малыша в 1 месяц важнее всего безопасность: небольшие ссоры, другие неприятные эмоции могут негативно сказаться на психике ребенка. Спокойная обстановка, доброжелательная атмосфера, близкое окружение и родные лица лучше всего способствуют хорошему самочувствию младенца.



Настроение и эмоции малыша в этом возрасте сильно зависят от мамы, ее собственного состояния. Детские врачи настоятельно советуют не ругаться в присутствии младенца, не обсуждать при нем неприятные вещи – кроха все это чувствует

Как помочь новорожденному освоить важные навыки

По мнению педиатров, с самого рождения ребенка нужно уделять его развитию и воспитанию огромное значение. Как можно помочь ему совершить больше открытий? Список рекомендаций выглядит так:

  • В доме, где растет новорожденный, постоянно должна быть благоприятная атмосфера. Выделите для него дальнюю комнату, чтобы туда не доносились посторонние звуки: шум телевизора, лай собаки, автомобильные гудки. Резкие звуки могут только напугать малыша. У вас должна быть таблица кормлений, чтобы лишний раз не нервировать грудничка.
  • Чтобы поддержать тактильную чувствительность малыша в первые полтора месяца, взрослые должны правильно прикасаться к младенцу. Контакт может быть комфортным и для грудничка, и для родителей, поэтому никаких холодных рук и сквозняков.
  • Чтобы развивать слух и речь младенца, почаще рассказывайте ему сказки, потешки, простейшие стишки, напевайте красивые мелодии. В этом случае малыш будет вступать в “диалог”, начнет улыбаться и станет активно произносить различные звуки. Разговаривая со своим ребенком, старайтесь всегда находиться только в хорошем настроении.

Самое главное – все время находиться в контакте с малышом, поддерживать его интерес к окружающему миру. Если мамочка испытала даже небольшой стресс, ей нужно постараться успокоиться и лишь затем подходить к ребенку.

Теперь вы точно знаете, что сможет сделать новорожденный уже в 1 месяц, и заниматься с ним будет вовсе не трудно. Выполняя эти нехитрые рекомендации, вы сможете помочь вашей доченьке или сыночку адаптироваться к новому окружению. Как родители вы способствуете приобретению важнейших знаний – именно об этом постоянно твердит с экрана телевизора известный ведущий доктор Комаровский.

Первые четыре недели после появления на свет – это сложный и очень ответственный период. Беспомощный при рождении, ребенок привыкает к внешним незнакомым условиям. Период адаптации не проходит незаметно, малыш к концу первого месяца уже многое знает и умеет.

Физическое развитие

  • Месячный ребенок забывает о позе эмбриона, и пусть его движения пока еще хаотичны, он способен активно двигаться, махать конечностями. Размеренность в движениях и координация появятся чуть позже, месяца через два-три.
  • К концу первых четырех недель некоторые малыши способны несмело приподнимать головку лежа на животе и ее недолго удерживать в вертикальном положении.
  • Когда малыш лежит на животе, он уже может немного поднимать попку и голову. Также он наверняка оттолкнется пятками от подставленной в этот момент ладони и сможет продвинуться немного вперед.

Эмоциональное развитие

  • В первые тридцать дней жизни малыш научился прекрасно отличать маму: по голосу, по ее особенному запаху, по прикосновениям.
  • Для месячного ребенка свойственно копировать окружающих. Улыбнувшись ему, совсем скоро вы получите осознанную улыбку в ответ. Причем предназначена она будет однозначно в ваш адрес.
  • В этом возрасте кроха видит яркие вещи в непосредственной близости. Он может на несколько минут сфокусироваться на неподвижной игрушке и проследить за движущимся перед глазами предметом.
  • К концу первого месяца малыш гулит, копирует услышанное и отвечает непонятными звуками, если с ним разговаривают.
  • Сейчас ему свойственна демонстрация настроения, в зависимости от ситуации – на его лице улыбка или слезы.
  • У ребенка развивается направленная реакция на звуки, он активно поворачивает голову в сторону, откуда исходит шум.

Кажется, всего-то месяц прошел от момента рождения, а малыш уже столько всего освоил. Удивительно!